" "
Severven.ru

Север Вен
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая сенсорная нагрузка у сторожа за монитором для мсэ

Какая сенсорная нагрузка у сторожа за монитором для мсэ

Результаты оценки напряженности трудового процесса часто вызывают множество вопросов и споров. Вместе с тем, при столь значительном распространении рабочих мест, имеющих класс вредности по напряженности, зарегистрированная профессиональная патология от воздействия напряженности практически полностью отсутствует. Данное явление отнюдь не является показателем отсутствия вредного воздействия фактора напряженности, однако, может стать причиной детального анализа проблемы и возможного пересмотра принципов и методов оценочной системы.

Николай МАКЕЕВ ,
к.м.н., заведующий сектором медицинской статистики и аналитики
Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда

В настоящее время напряженность трудового процесса оценивается по 22 показателям, разделенным на следующие группы:

  • интеллектуальные нагрузки (4 показателя);
  • сенсорные нагрузки (8 показателей);
  • эмоциональные нагрузки (3 показателя);
  • монотонность нагрузок (4 показателя);
  • режим работы (3 показателя).

Рассмотрим более детально все оценочные критерии.

Предполагается, что оценка напряженности труда профессиональной группы работников должна быть основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Как показывает опыт аттестации рабочих мест, в 100% случаев это условие никогда не соблюдается. Более того, оценка напряженности производится инженерами фактически одномоментно, на основе интервьюирования, кратковременного наблюдения и собственного опыта.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Характер выполняемой работы – это наиболее адекватный с точки зрения возможного негативного влияния на работника показатель, который, тем не менее, характеризует сразу несколько совершенно разных по сути процесса.

При оценке напряженности трудового процесса являются ключевыми такие показатели, как:

  • наличие/отсутствие индивидуального графика работы;
  • дефицит времени;
  • ответственность за конечный результат.

Особое внимание следует обратить на особое место в отношении оценки эмоциональных нагрузок. Если обратиться к типологической модели мотивации профессора Герчикова, то мы увидим, что работники с так называемым «хозяйским» типом мотивации добровольно принимают на себя полную ответственность за выполняемую работу. В данном случае ответственность является их личностной потребностью, без которой они не будут чувствовать профессионального удовлетворения, а значит, такая «безответственная» работа будет для них фактором риска развития психосоматической патологии (болезни от «головы»).

Проблема дефицита времени действительно является неблагоприятным фактором, но относится скорее к проблеме психоэмоционального стресса, чем к интеллектуальным нагрузкам. Однако, в данном случае, снова на первое место выступают профессиографические особенности той или иной деятельности и ее выбор конкретным работником. Говорить о правомерности влияния данного фактора на здоровье можно в том случае, если дефицит времени не был изначально сопряжен с выбранной профессией, а появился в результате неправильной организации рабочего времени или в силу иных вторичных причин.

  • степенью ответственности за результат собственной деятельности;
  • степенью риска для собственной жизни;
  • ответственностью за безопасность других лиц.

Практика аттестации рабочих мест показывает, что оценка всех трех параметров происходит в соответствии с профессией без каких-либо дополнительных измерений, что в данном случае является наилучшим выбором, чем проведение крайне субъективных оценок непрофильными специалистами. Проблема эмоциональных нагрузок не может исчерпываться тремя показателями и требует профессиональных методик оценки, которые должны разрабатываться специалистами в области социальной психологии, психологии труда, психологии мотивации и эмоций и т.д., а не гигиенистами, как это было сделано при разработке гигиенических критериев.

Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки указывает на то, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. По сути, чем дороже цена ошибки, тем выше эмоциональное напряжение. В отношении большей части людей, такой подход соответствует действительности, однако внутренняя сущность этого напряжения в каждом конкретном случае будет иметь свое влияние на здоровье и далеко не всегда вредное. Отнесение условий труда, при которых высока ответственность работника за «функциональное качество конечной продукции, работы, задания» к вредному классу 3.2 (стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости) остается спорным.

В то же время, при выборе профессии, работник опирается на свои личностные предпочтения и логично выбирает профессию, сопряженную с той степенью ответственности, которая ему по силам. С другой стороны, восприятие личной ответственности является не только источником негативного эмоционального переживания, которое несет вред для здоровья, но и одним из источников профессионального удовлетворения, что в свою очередь наделяет ее позитивными для здоровья качествами. Таким образом, принцип построения оценочной системы должен заключаться не в оценке априорного уровня ответственности, а в его колебаниях относительно того уровня, который изначально предполагает выбранная работником профессия.

Степень риска для собственной жизни и степень ответственности за безопасность других лиц

Данный показатель является значимым для многих профессий, причем не обязательно с реально высоким риском для собственной жизни и жизни других лиц. Инстинктивный страх смерти и причинения вреда может сопровождать не только профессии с реально высоким риском таких событий, но и профессии, при которых этот риск навязывается подсознанию работников особенностями производственной обстановки и их личной восприимчивостью. Все эти профессии должны входить в список потенциально опасных с точки зрения возможности развития психогенных расстройств на почве хронической фрустрации.

МОНОТОННОСТЬ НАГРУЗОК

Класс 3.1 по напряженности трудового процесса ставится только в том случае, если не менее 6 показателей из 22 имеют оценку 3,1, или от 3 до 5 показателей имеют оценку 3,1, или от 1 до 3 показателей отнесено к классу 3.2. Принцип простой суммации без отнесения к виду нагрузки может полностью проигнорировать наличие значимой проблематики, так как большинство видов нагрузок оцениваются меньшим числом параметров. Такой подход охватывает очень широкий диапазон оценок и делает всю оценочную систему крайне ригидной (негибкой).

Таким образом, анализ существующих подходов к оценке напряженности трудового процесса показал, что в современных условиях назрела необходимость создания новой оценочной системы, более объективной, реальной и в большей степени ориентированной на работника и особенности его восприятия.

1. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Конституция РФ, ст. 37.
3. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
4. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса при аттестации рабочих мест по условиям труда (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Исходные данные:

— вид работы – по установленному графику;

— используемая документация – операционная карта;

— способ восприятия сигналов (информации)- с последующей

Вывод: согласно данным табл. 2.1 имеем:

— по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. — работа относится к классу 2;

— по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. — работа относится к классу 2;

— по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 2;

— по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 2.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю «интеллектуальные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

— вид работы – по установленному графику;

— используемая документация – нормативные документы;

— способ восприятия сигналов (информации)- с последующим

сопоставлением фактических значений с их номинальными значениями.

Вывод: согласно данным табл. 2.1 имеем:

— по показателю «содержание работы» согласно п. 1.1. — работа относится к классу 3.1.

— по показателю «восприятие сигналов (информации) и их оценка» согласно п. 1.2. — работа относится к классу 3.1

— по показателю «распределение функций по степени сложности задания» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1

— по показателю «характер выполняемой работы» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 1.1-1.4 протокола, графу «интеллектуальные нагрузки» (Приложение 7).

2.2. Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки – напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь, характерных для любого вида труда, и особенно умственного.

Блок сенсорных характеристик, включающий длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения, условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности

Характеристика работы по показателю «сенсорные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) — сосредоточение, или концентрация внимания на каком-либо объекте — чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %;

плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы — количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений), позволяющее оценивать занятость или специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше ин­формационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных уст­ройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графи­ки, диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по теле­фону, при непосредственном прямом контакте работников);

число производственных объектов одновременного наблюдения» — указывает, на возрастает напряженность труда с увеличением числа объектов одновременного наблюдения;

размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены) — нагрузка на зрительный анализатор определяется размером объекта различения и продолжительностью наблюдения за предметом. Напряженность по данному показателю возрастает с уменьшением размера рассматриваемого предмета (изделия, де­тали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и продолжительности времени наблюдения за предметом;

«работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т. п.) при длительно­сти сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)»- определяется на основе хронометраж­ных наблюдений время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты — чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительно­го анализатора;

«наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)»— конкретное время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда;

«нагрузка на слуховой анализатор» — степень напряжения слухового анали­затора в зависимости от разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума;

«нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговари­ваемых в неделю)» — степень напряжения голосового аппарата в зависимости от продолжи­тельности речевых нагрузок.

Классы условий труда по показателю «сенсорные нагрузки» представлены в табл. 2.2.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю «сенсорные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

— длительность сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) – до 45;

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы – отсутствует;

Интеллектуальные нагрузки.

Интеллектуальные нагрузки включают в себя следующие пункты:

— содержание работы указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой ( эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. 1 класс — решение наиболее простых задач, 2 класс – решение простых задач, но уже с выбором (по инструкции), сложные за дачи, решаемые по известному алгоритму – класс 3.1. Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности относиться к классу 3.2.

— восприятие сигналов ( информации ) и их оценка – по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 – му классу. Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических знаний параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в классе 3.1. В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2.

— распределение функций по степени сложности задания. Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда. Так , трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнения конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда – 1 класс. Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания – класс 2. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником – класс 3.1.

— характер выполняемой работы – в этом случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысока (1 класс). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы.

Сенсорные нагрузки.

Сенсорные нагрузки включают в себя следующие пункты:

— длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) – чем больше процент времени отводится в течении смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Более 75% смены – класс 3.2, 51 – 75% — класс 3.1, от 26 до 52% — класс 2, 1 класс – до 25%.

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем на 1 час работы – количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкала приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радио фону, при непосредственном прямом контакте работников).

Читать еще:  Брянск со скольки алкоголь

— число производственных объектов единовременного наблюдения – указывает, что с увелечением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.

— размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации ит.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

— работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.д.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены). На основе хронометражного наблюдения определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня применяется за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

— наблюдения за экраном видеотерминалом (часы в смену). Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течении всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

— нагрузка на слуховой анализатор. Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% — 1 класс. Ко 2 – му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шут на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5м и т.д.

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю). Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжении голоса наблюдается при длительной. Без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные нагрузки.

К эмоциональным нагрузкам относятся следующие пункты:

— степень ответственности за результат собственной деятельности. значимость ошибки – указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

— степень риска для собственной жизни и степень ответственности за безопасность других лиц отражают факторы эмоционального значения.

Монотонность нагрузок.

К монотонным нагрузкам относятся:

— число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций – чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками.

— продолжительность (в сек.) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций – чем короче время, тем соответственно, выше монотонность нагрузок.

— время активных действий (в % к продолжительности смены). Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям ». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок.

— монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) – чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной работы.

Режим работы.

В режим работы входят следующие пункты:

— фактическая продолжительность рабочего дня – выделен в самостоятельную рубрику в отличии от других классификаций. Это связанно с тем, что независимо от смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов до 12 часов и более.

— сменность работы определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 – нерегулярная сменность с работой в ночное время.

— наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва). При надлежащей организацией труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда.

Правила гигиены зрения

Для сохранения здоровья глаз рекомендовано соблюдение правил гигиены зрения. Они очень просты и не требуют больших временных и финансовых затрат.

1. Соблюдение режима зрительных, в первую очередь, сенсорных нагрузок. Эта рекомендация в основном касается детей и подростков.

Существуют временные режимы, разработанные ведущими офтальмологическими клиниками страны, в соответствии с которыми:

  • детям в возрасте 5-7 лет безопасно находится за компьютером -10 минут и опасно более 40 минут.
  • детям 8-11 лет безопасно -15 минут и опасно более 50 минут.
  • детям 12-13 лет безопасно -20 минут и опасно более 70 минут.
  • детям 14-15 лет безопасно -25 минут и опасно более 90 минут.
  • в возрасте 16-17 лет безопасно -30 минут и опасно более 100 минут.
  • пациентам 18+ безопасно — 60 минут и опасно более 100 минут.

Взрослым — рекомендовано чередовать зрительные нагрузки с регулярными перерывами и выполнением зрительной гимнастики в перерывах (2-3 часа работа, 5 минут перерыв).

2. Хорошее освещение при выполнении зрительных работ. Источник света должен быть естественный. При искусственном освещении рекомендуется использовать лампы желтого цвета и сила до 60 Вт., нельзя люминесцентные лампы. Источник освещения должен располагаться слева от человека, если Вы правша и справа, если Вы левша. Освещение не должно давать тень, например, на книгу или тетрадь.

3. Профилактика низкого наклона головы. Это также в основном проблема, касающаяся детей. Положение головы над партой не должно быть ниже 30-50 см. Доказано, что низкий наклон головы способствует появлению нарушения аккомодации и прогрессии миопии. Если ребенок стал «падать» на парту — обратитесь к врачу.

4. Зрительная гимнастика. Выполняется детьми каждые 2 часа в период зрительного напряжение (на переменах в школе, после длительного просмотра телевизора, после выполнения домашних уроков, после работы за компьютером или другой сенсорной нагрузки). Взрослым пациентам гимнастику рекомендуется выполнять регулярно каждые 2-3 часа после работы на компьютере или других устройствах.

5. Очки для компьютера. Рекомендуется пользоваться такими очками офисным и другим работникам, у которых время работы за компьютером составляет больше 2 часов в течении рабочего дня. Эти очки можно приобрести в любых оптиках.

6. При работе за компьютером необходимо хорошее освещение. Не стоит сидеть за монитором в условиях плохого освещение. Это же касается и других гаджетов (планшет, телефон и тп). На стационарном мониторе рекомендовано уменьшить контрастность, при использовании телефона и планшета рекомендовано активировать функцию фильтра голубого цвета, если эта функция поддерживается устройством (посмотрите настройки Вашего устройства)

7. Старайтесь чаще выбираться на природу, да просто вечером погуляйте перед сном.

8. Будьте внимательны, дорогие родители! Очень часто дети не говорят взрослым, что они стали видеть хуже, поэтому родителям стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • ребенок начинает прищуриваться, низко наклонять голову при выполнении домашних заданий или при чтении;
  • близко смотрит телевизор или приближается к экрану монитора;
  • стал делать на контрольных необоснованные ошибки;
  • быстро устает при зрительных нагрузках;
  • трет глаза и тп.

Если вы наблюдаете подобные признаки, то обязательно обратитесь к офтальмологу.

Эти не хитрые правила позволят Вам и Вашим детям сохранить зрение и при возникновении проблемы вовремя обратиться за помощью.

Оценка напряженности трудового процесса

Осуществляется оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса оператора ПК, который занимается изучением темы дипломного проекта, а так же написание программного средства идентификации личности по голосу.

1. Нагрузки интеллектуального характера

1.1. Содержание работы

При написании дипломного проекта пришлось решать сложные задачи по уже известным алгоритмам, поэтому содержанию работы можно присвоить класс 3.1.

1.2. Восприятие информации и их оценка

При написании программного кода и его тестировании нужно было постоянно сопоставлять, что получилось и что должно получиться для того, чтобы программное средство работала правильно. Итог: класс 3.1.

1.3. Распределение функций по степени сложности задания

Выполнение работы по написанию диплома сводилось к следующим функциям: обработка материала по теме, реализация задания в программной среде и его проверка. Итог: класс 2.

1.4. Характер выполняемой работы

Время на написание диплома было ограниченно достаточно широкими рамками, план на выполнение задания составлялся индивидуально. Итог: класс 1.

2. Сенсорные нагрузки

2.1. Длительное сосредоточение наблюдения

Любой программист не задерживает внимание на чем-либо длительное количество времени, т.е. не более 25% сосредоточенного наблюдения. Итог: класс 1.

2.2. Плотность сигналов и сообщений в среднем за 1 час работы

Минимальная плотность сигналов и сообщений за 1 час — не более 75. Итог: 1 класс

2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения

Объектами наблюдения при работе за компьютером являются:

— монитор (вывод данных);

-клавиатура (ввод данных).

Итог: класс 1 (до 5 объектов).

2.4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания

К объектам различия можно отнести буквы и символы программного кода на экране монитора, размер которых при стандартном отображении составляет около 5 мм. Итог: класс 1.

2.5. Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточения наблюдения

Написание программного средства не сопровождается работой с оптическими приборами. Итог: класс 1.

2.6. Наблюдение за экраном видеотерминала

В среднем за одну смену программист наблюдает за буквенно-цифровым отображение до 3 часов. Итог: класс 2.

2.7. Нагрузка на слуховой анализатор

Исключена нагрузка на слуховой анализатор. Итог: класс 1.

2.8. Нагрузка на голосовой аппарат

Исключена нагрузка на голосовой аппарат. Итог: класс 1.

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки.

Допущенная ошибка не влечет за собой какую-либо опасность для здоровья или жизни человека, так же не привлекает к исправлению данного недочета сторонних лиц. Итог: класс 1.

3.2. Степень риска для собственной жизни

Риск для жизни исключен. Итог: класс 1.

3.3. Ответственность за безопасность других лиц

Написание программного средства не может привести к нарушению безопасности других лиц. Итог: класс 1.

3.4. Количество конфликтных производственных ситуаций за смену

Дипломный проект — индивидуальная работа для одного человека, которая, исключает возникновение конфликтов. Итог: класс 1.

4. Монотонность нагрузок

Написание программного средства вызывает скорее не монотонные нагрузки, а нервно-эмоциональное напряжение. Итог: класс 1 для всего 4 пункта.

5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня

Фактическая продолжительность рабочего дня составляла не более 6-7 часов. Итог: 1 класс.

5.2. Сменность работы

Односменная работа в дневное время. Итог: класс 1.

5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность

Работа за компьютером подразумевает перерывы для отдыха каждые 50 минут. Перерыв по количеству времени составляет более 7% от всего рабочего времени. Итог: класс 1.

Таблица 1. Протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса

Показатели напряженности трудового процессаКласс условий труда
3.13.23.3
1. Интеллектуальные нагрузки
1.1Содержание работы+
1.2Восприятие сигналов и их оценка+
1.3Распределение функции по степени сложности задания+
1.4Характер выполняемой работы+
2. Сенсорные нагрузки
2.1Длительность сосредоточенного наблюдения+
2.2Плотность сигналов за 1 час работы+
2.3Число объектов одновременного наблюдения+
2.4Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания+
2.5Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения+
2.6Наблюдение за экраном видеотерминала+
2.7Нагрузка на слуховой анализатор+
2.8Нагрузка на голосовой аппарат+
3. Эмоциональные нагрузки
3.1Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки+
3.2Степень риска для собственной жизни+
3.3Ответственность за безопасность других лиц+
3.4Количество конфликтных производственных ситуаций за смену+
4. Монотонность нагрузок
4.1Число элементов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций+
4.2Продолжительность выполнения простых заданий или повторяющихся операций+
4.3Время активных действий+
4.4Монотонность производственной обстановки+
5. Режим работы
5.1Фактическая продолжительность рабочего дня+
5.2Сменность работы+
5.3Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность+
Количество показателей в каждом классе
Общая оценка напряженности труда+

По итогам наблюдения, была построена таблица (см. Таблица 1), в которой представлены результаты и получена общая оценка напряженности труда оператора–программиста ПЭВМ, которая соответствует классу 2 (допустимый).

В этой главе был проведен анализ опасных и вредных факторов при работе с ПЭВМ, предложены мероприятия по улучшению условий труда оператора ПЭВМ и проведена оценка напряженности трудового процесса исполнителя проекта.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

3.2. Сенсорные нагрузки

3.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены). Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонистов, телеграфистов, авиадиспетчеров, водителей транспортных средств (более 75 % смены — класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75 %) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % значения этого показателя колеблется у медицинских сестер, мастеров промышлен

ных предприятий (класс 2). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (класс 1 — до 25 % от общего времени смены).

3.2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы. Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме, или способу, предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

Например, наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров — более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже — в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – класс 2. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы – класс 1.

Читать еще:  Возврат Подоходного Налога При Покупке Гаража В 2021

3.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров — 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов — 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (класс 2). До пяти объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (класс 1).

3.2.4. Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процентах от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”.

3.2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопом, лупой и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены). На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100 %, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты — чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

3.2.6. Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену). Согласно этому показателю, фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

3.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор. Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и “белого” шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100 % — класс 1. К классу 2 относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБ А и соответствует разборчивости слов, равной 90-70 % или на расстоянии до 3,5 м и т.п.

3.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю). Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. – класс 2). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (класс 1).

Методы оценки напряженности труда

Содержание методических рекомендаций охватывает вопросы гигиенической оценки трудовых процессов с точки зрения их тяжести и напряженности. В нем рассмативаются методы оценки отдельных факторов труда и принципы установления степени его тяжести и напряженности.

Методические рекомендации разработаны для специалистов учреждений госсанэпиднадзора и испытательных лабораторий, предприятий и огранизаций, выполняющих исследования по оценке тяжести и напряженности труда для целей:

1. Разработки комплексов мероприятий по оптимизации трудовых процессов.

2. Установления уровней профессионального риска для разработки профилактических мероприятий и обоснования мер социальной защиты работающих по методике, разработанной ЦГСЭН в Санкт-Петербурге и ИМОПЭРЗ и утвержденной ЦГСЭН в Санкт-Петербурге 26.10.97 г.

3. Сопоставления состояния здоровья работника с условиями его труда при проведении периодических медицинских осмотров.

4. Составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда при расследовании случаев профессиональных заболеваний.

5. При выполнении научно-практических работ.

6. Аттестации рабочих мест.

Измерение и оценка факторов трудового процесса выполняется с помощью методик, разработанных НИИ Медицины труда России. Их следует разделить на количественные, требующие для выполнения специальных приборов, и описательные — экспертные.

Методы определения факторов напряженности трудового процесса

1. Интеллектуальные нагрузки.

Интеллектуальные нагрузки рассматривают трудовой процесс с точки зрения его мыслительной деятельности. Они имеют экспертные оценки, которые исследователь устанавливает на основе изучения функциональных обязанностей работников, техрегламентов работы, наблюдения алгоритма деятельности.

Содержание работы связано со сложностью задач, решаемых по известным, алгоритмам простым или сложным, (ручной, механизированный, автомати-зированный, диспетчерский труд и многое другое). Для творческого труда характерна поисковая работа, создание нового алгоритма, что является наиболее сложным в умственном труде (труд композитора, поэта, художника, архитектора, технолога и т.п.). Целый ряд трудовых процессов следует отнести к смешанным по характеру их алгоритмизации (медицина, педагогика и т.п.).

Восприятие сигналов отражает необходимость получения информации сенсорными системами организма и реагирования на нее в различных по сложности условиях ( автоматизированный, диспетчерский труд).

Сложность работы возрастает от простого исполнения задания с контролем собственной деятельности до контроля работы, выполненной другими лицами и распределения работы целому подразделению (инженерно-технический персонал, руководители, заведующие подразделениями организаций различного профиля).

Характер работы может быть обусловлен деятельностью по свободному плану ( бизнес, творчество, надомный труд) или по графику (большинство профессий в организациях , на предприятиях). Работа в условиях дефицита времени свойственна диспетчерским службам, многим профессиям на транспорте, в медицине.

Сенсорные нагрузки.

Напряжение сенсорных систем, к которым относят зрение, слух, речь характерно для любого вида труда и особенно для умственного.

Блок сенсорных характеристик, включающий: длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов за 1 час, число объектов одновременного наблюдения условно характеризует произвольное, волевое внимание, направленное на предмет деятельности.

При определении времени сосредоточенного наблюдения ( в процентах к продолжительности смены) следует выполнить хронометраж технологических периодов, требующих продолжительной фиксации взгляда ( работа с экраном ПВМ, точная сборка на конвейере, корректорские работы, роспись фарфора и т.п.).

При определении плотности потока воспринимаемой информации сигналом следует считать звуковое, световое или цветовое, цифровое, визуальное сообщение, требующее дифференцированного восприятия и ответа.

Количество всех сигналов, принимаемых работающим за один час определяется путем их прямого подсчета за час, либо за технологический период с последующим пересчетом на один час.

Объектом наблюдения следует считать предмет, находящийся в центральном или периферическом поле зрения, а также и вне его, однако, требующий напряжения внимания и являющийся источником любого вида сигналов для работающего.

При определении числа объектов одновременного наблюдения необходимо учесть все объекты, находящиеся в поле зрения.

Напряжение зрительного анализатора характеризуется размерами рассматриваемого объекта, работой с оптическими приборами и экранами видеотерминалов. Все эти факторы имеют временные характеристики как в процентах от общей продолжительности смены, так и непосредственно в часах работы. Поэтому при их определении следует воспользоваться методом хронометража.

Время сосредоточенного, наблюдения за объектом зрительной работы должно, соответствовать, времени

Размер объекта и расстояние до него измеряют линейкой, рулеткой или оценивают визуально. Целесообразно использовать для этой цели данные техрегламента.

. При определении величины нагрузки на органы слуха следует исходить из таких уточняющих обстоятельств, как «помехи», на фоне которых речь должна быть расслышана с того или иного расстояния. Когда их нет, разборчивость слов принимается за 100%. По мере усиления помех эта разборчивость уменьшается.

По одной из методичек НИИ Медицины труда РАМН разборчивость слов зависит от отношения громкости речи и фонового уровня шума, который и является «помехой»:

— 1 класс — помех нет, разборчивость слов — 100%;

— 2 класс — громкость речи больше уровня шума на 10 — 16 Дб;

— 3.1. класс — громкость речи равна уровню шума;

— 3.2. класс — уровень шума больше громкости речи на 5 Дб.

2.8. Нагрузка на голосовой аппарат характеризует напряжение органов речи, имеющее место при интенсивной вокальной разговорной деятельности с необходимостью форсирования звука. Она определяется с помощью хронометражного метода. Для получения суммарной нагрузки за неделю следует воспользоваться графиками радио или телепередач , лекций, репетиций, спектаклей и т.п., в течение недели. Нагрузки на слуховой и голосовой аппарат характерны для профессий вокально-речевого жанра ( артистов, педагогов, диспетчеров, телефонистов, сферы обслуживания, руководителей и служащих различных ведомств).

Эмоциональные нагрузки.

Эмоциональные нагрузки в трудовом процессе обусловлены разнообразными причинами.

Ответственность различной степени за результат собственной деятельности может иметь моральный, материальный, административный, уголовный аспекты.

Наиболее существенным из всех показателей напряжённости является риск для здоровья и жизни (своей и других лиц) безотносительно к степени его вероятности.

Отрицательные эмоциональные нагрузки, будучи проявление профессионального стресса, сопровождаются напряжением вегетативных функций (повышение уровней пульса и кровяного давления, усилением потоотделения, изменением температурной реакции кожи).

Показатели напряженности трудового процесса

Интеллектуальная нагрузка. В процессе производственной деятельности человек выполняет задания различной степени сложности. Умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решений, считается легким.

Сенсорные нагрузки. Данный этап оценивается путем изучения длительности сосредоточенного наблюдения, оценки плотности поступления сигналов и сообщений, числом производственных объектов, за которыми ведется наблюдение, а также нагрузкой на зрительный и слуховой анализатор.

Эмоциональные нагрузки. Присущие человеку стенические (решимость, радость, воодушевление, азарт) и астенические (боязнь, опасение, страх, испуг) эмоции самым серьезным образом влияют на чувство ответственности работающего за результат собственной деятельности. В процессе выполнения трудовых обязанностей оценка риска, как для собственной жизни, так и оценка степени риска за безопасность других лиц играют существенную роль при определении качественных условий труда. С возрастанием сложности решаемых задач, учетом возможности появления конфликтных ситуаций в коллективе возрастает вероятность эмоционального напряжения.

Монотонность нагрузок. Однообразие выполнения простых элементов операции в заданном или свободном темпе, либо работы с сенсорной или умственной нагрузкой низкой и средней интенсивности, при отсутствии элементов новизны, сопровождаются развитием состояния монотонии.

Режим работы. Работоспособность человека определяется не только активностью мышечного аппарата и органов чувств, но и деятельностью сердечнососудистой, пищеварительной, эндокринной и других систем, не управляемых сознанием человека и работающих по суточному биоритму. Поэтому фактическая продолжительность рабочего дня, сменность работы, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, определяющих режим работы, служат значимыми показателями нервно-психических нагрузок.

Следовательно, знание тонких нейрофизиологических и нейропсихологических механизмов нервно-эмоционального перенапряжения, их количественная и качественная оценка важны для определения характера и особенностей трудовой деятельности и являются необходимым условием для разработки путей их устранения.

В современном производстве основными факторами трудового процесса, способными оказывать влияние на функциональное состояние работающих, являются стереотипно повторяющиеся локальные мышечные напряжения, длительное поддержание вынужденных рабочих поз, монотонное, нервное и психоэмоциональное напряжение. К указанному следует добавить, что в реальных условиях производства выявляется сочетанное воздействие нервно-психических нагрузок с вредными факторами производственной среды (шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и пр.). Их воздействие на организм человека может усиливаться в результате отсутствия надлежащего профессионального отбора, нерационального, без учета требований эргономики устройства инструмента и рабочего места, средств управления технологическим процессом, гипокинезии и несбалансированного питания.

Профилактические мероприятия. При разработке профилактических мероприятий нужно исходить из необходимости сохранения и восстановления всех физиологических функций и психоэмоциональной сферы работающего.

Наряду с мерами по снижению удельного веса тяжелого физического труда, серьезное внимание необходимо уделить обоснованию мер по снижению утомления при выполнении локальной мышечной работы. Широко используя технологии применения различных средств малой механизации необходимо уменьшить число движений и статических напряжений, снижение величины прилагаемых мышечных усилий при выполнении трудовых операций; введение регламентированных перерывов для проведения производственной гимнастики и самомассажа рук.

Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, а также использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний. Специальный профотбор, обучение молодых рабочих рациональным с физиологической точки зрения приемам работы, позволяют обеспечить первичную профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Наиболее значимыми средствами оздоровления труда в условиях монотонии, психоэмоционального и зрительного перенапряжения являются полная автоматизация производственных процессов, совершенствование техники и технологии, введение рациональных режимов труда и отдыха. Профилактические мероприятия должны также включать в себя психологические, воспитательные, социально-экономические и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Оценка показателей тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте менеджера

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Владимирский государственный университет

Работа

по дисциплине

Охрана труда

«Оценка показателей тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте менеджера»

Выполнил:

студент группы ЗМН – 104

Владимир, 2009.

Краткое описание работы и должности менеджера по продаже стройматериалов

Функции менеджера по продажам следующие:

  1. Организация продвижения продукции на своем участке.
  2. Оперативное обслуживание клиентов.
  3. Ведение дебиторской задолженности клиентов.
  4. Ведение графика поставок клиентам.
  5. Участие в составлении заявок на закупку товаров.
  6. Составление отчетности за период по проделанной работе, в том числе по продажам.
  7. Ищет клиентов.
  8. Знакомится ежедневно с ассортиментом, количеством, сроками реализации и действующими ценами на свободный к продаже товар.
  9. Оформляет заявки на доставку/самовывоз клиентам своего участка, своевременно подает их операторам Торгового отдела.
  10. Оформляет договоры, собирает документы к ним.
  11. Принимает клиентов.
  12. Ведет переговоры в офисе клиента.

Расчет тяжести трудового процесса

Протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса

менеджер тяжесть напряженность трудовой процесс

Ф., И., О.____________ Дрожилин П.В._______ пол м______________

Профессия:_________ менеджер по продажам стройматериалов_______

Краткое описание выполняемой работы: Продажа стройматериалов, отслеживание задолженности клиентов, ведение переговоров, оформление договоров.

Физическая динамическая нагрузка (кгхм): региональная — перемещение груза до 1 м общая нагрузка: перемещение груза

Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг):

при чередовании с другой работой

постоянно в течение смены

Читать еще:  Земельный Налог В Свердловской Области 2021 Для Пенсионеров

суммарная масса за каждый час смены:

с рабочей поверхности

Стереотипные рабочие движения (кол-во):

Статическая нагрузка (кгс ∙ с)

с участием корпуса и ног

Периодическое нахождение в неудобной позе

Наклоны корпуса (количество за смену)

Перемещение в пространстве (км):

Окончательная оценка тяжести труда

Определение класса тяжести.

Менеджер по продажам иногда вынужден привозить в какие-либо магазины товар, приносить его в магазин, а также брать товар со склада. Физическая динамическая нагрузка иногда является легкой, иногда приходится много товара перемещать вручную, а иногда менеджер вообще не выполняет эту работу. Поэтому я отнес физическую динамическую нагрузку к допустимому классу – до 5000 и при перемещении груза до 5 м. – 25 000.

Масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза до 15 кг. Чаще менеджер поднимает груз с пола – тогда нагрузка увеличивается. Поэтому мы относим эту работу к допустимому классу.

Стереотипные рабочие движения я отнес к классу 2, т.к. работа менеджера по продаже стройматериалов включает в себя как управление автомобилем, плюс работу на компьютере, заполнение отчетов о проделанной работе.

Менеджер выполняет наклоны корпуса, когда ему необходимо поднять товар с пола и положить его в машину. Т.к. эта функция не является основной и выполняется нерегулярно, то эту работу я отнес к оптимальному классу труда (т.е. до 50).

Менеджер по продажам в офисе занимается малоподвижной работой , в основном – это работа на телефоне. Остальные передвижения менеджер осуществляет с помощью автомобиля. Сам менеджер проходит около 8 км. в день. А это – 2 класс – допустимый.

Мы провели анализ тяжести трудового процесса на рабочем месте менеджера по продаже стройматериалов, и видим, что работа менеджера по продажам стройматериалов является не особо сложной, напряженность труда является допустимой. Как мы видим, условия работы менеджера по продажам стройматериалов можно было бы отнести к оптимальным, если бы не управление автомобилем. А большую часть своего рабочего дня менеджер ездит в различные фирмы, на переговоры и пр.

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшему классу. Поэтому в данном случае окончательная оценка тяжести труда относится ко второму классу.

Расчет напряженности трудового процесса

Протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса

Ф. И. О._____________ Дрожилин П.В._______ пол м______________

Профессия:_________ менеджер по продажам стройматериалов_______

Краткое описание выполняемой работы: Продажа стройматериалов, отслеживание задолженности клиентов, ведение переговоров, оформление договоров.

Блог санитарного врача

Будущее принадлежит медицине предупредительной. Н.И. Пирогов

Метки

Приборы

еЛайт-01 – люксметр-яркомер-пульсметр

Обучение

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса. Опасные и вредные производственные факторы.

Трудовую деятельность можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения трудовой нагрузки, выполняемой человеком при данном виде работы, и, с другой стороны, — функционального напряжения организма как интегрального ответа организма человека на нагрузку.

Трудовая нагрузка представляет собой совокупность факторов трудового процесса, выполняемого в определенных условиях производственной среды. В зависимости от особенностей факторов трудовая нагрузка по-разному влияет на организм человека, на те или иные функциональные системы, определяя величину и направленность их функционирования. При определенных условиях уровни факторов трудового процесса могут быть расценены как опасные и вредные.

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 (с 1 марта 2017 года вступает в действие ГОСТ 12.0.003-2015), факторы, обусловленные особенностями характера и организации и организации труда работающих, параметров рабочего места и оборудования, выделяют в комплекс так называемых психофизиологически опасных и вредных производственных факторов.

Они могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние организма человека, его самочувствие, эмоциональную и интеллектуальную сферы и приводить к стойкому снижению работоспособности и (или) нарушению состояния здоровья работающих.

По характеру действия психофизиологические ОВПФ (опасные вредные производственные факторы) делятся на физические (статические и динамические) перегрузки и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Психофизиологические ОВПФ могут быть охарактеризованы параметрами трудовых (рабочих) нагрузок и (или) показателями воздействия этих нагрузок на человека. Соответственно этому в номенклатуру включены как параметры физических и нервно-психических перегрузок – параметры трудовой деятельности, так и показатели их воздействия на функциональное состояние организма человека при работе, его самочувствие.

Существующие в условиях современного производства технологические процессы предъявляют высокие требования к органу зрения работающих. Под контролем зрения находится сейчас до 90% всех трудовых операций. Миниатюризация и микроминиатюризация элементов, характерная для многих отраслей промышленности, внедрение новых видов оборудования, технологий и компьютерных систем управления обуславливает повышенное напряжение зрительного анализатора. Контингент лиц, выполняющих работу на пределе разрешающей способности глаз, с применением оптических средств, средств отображения информации, постоянно возрастает.

В соответствии с « Руководство м по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда P 2.2.2006—05 » , параметры трудового процесса (тяжести и напряженности труда) по степени влияния на функциональное состояние и здоровье работающих относят к трем классам:

Оптимальные условия труда (1 класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
1 степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
2 степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

Методика оценки тяжести трудового процесса
Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются:
• физическая динамическая нагрузка;
• масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
• стереотипные рабочие движения;
• статическая нагрузка;
• рабочая поза;
• наклоны корпуса;
• перемещение в пространстве.
Каждый из перечисленных показателей может быть количественно измерен и оценен в соответствии с методикой, разделом 5.10 и табл. 17 руководства Р 2.2.2006-05.
При выполнении работ, связанных с неравномерными физическими нагрузками в разные смены, оценку показателей тяжести трудового процесса (за исключением массы поднимаемого и перемещаемого груза и наклонов корпуса), следует проводить по средним показателям за 2—3 смены. Массу поднимаемого и перемещаемого вручную груза и наклоны корпуса следует оценивать по максимальным значениям.

Методика оценки напряженности трудового процесса
Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

С 2017 года начинается цикл обучения по оценке тяжести и напряженности трудового процесса.

Что входит в цикл?

— нормативные документы и нормируемые значения по оценке тяжести и напряженности трудового процесса;

— Методика измерений показателей тяжести и напряженности трудового процесса;

— Рабочие средства измерений;

-Расчет и оформление результатов измерений;

— Заключение (выводы) по результатам измерений;

— Разработка рекомендаций по улучшению условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.

Для получения дополнительной информации пишите Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. .

Обучение производится в государственном образовательном учреждении.

«Как справиться с сенсорной нагрузкой»

Как справиться с сенсорной перегрузкой.

Сенсорные перегрузки — частый спутник человека, страдающего нарушениями сенсорной интеграции, или другими расстройствами, которым обычно сопутствуют нарушения обработки сенсорных сигналов (к ним относится,в том числе, аутизм). Даже если у вас нет каких-то существенных особенностей развития, и вы просто очень чувствительны по своей природе, есть риск получить сенсорную перегрузку. Перегрузка возникает в ситуации, когда человек подвергается чересчур сильному воздействию какого-либо сенсорного стимула, и не может с этим справиться. Такое состояние можно сравнить с перегрузкой компьютерной системы, пытающейся обработать больше информации, чем вмещает ее оперативная память. Но помочь человеку, переживающему сенсорную перегрузку, не так уж сложно. Ниже мы подробно расскажем вам как это сделать.

Шаги

1. Понять, что человек перегружен

Признаки сенсорной перегрузки для каждого человека будут индивидуальны. Кто-то внезапно почувствует приступ паники, кто-то станет «гиперактивным», кто-то замкнется в себе, а кто-то ударится в истерику. Если вы знаете, что у человека есть нарушения сенсорной интеграции, можно предположить что внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения могут быть вызваны сенсорной перегрузкой. Если человек неожиданно теряет привычные навыки, к примеру перестает говорить и отвечать на вопросы, это может быть сигналом сильнейшей перегрузки. Когда человек вам хорошо знаком, понять, что он перегружен, бывает проще, т.к. признаки сенсорной перегрузки будут вам уже хорошо знакомы. К примеру, у многих людей с РАС в момент перегрузки появляются особые «стимы» или ритуалы, не свойственные им, когда они спокойны. К примеру, человек может раскачиваться, когда ему хорошо и он спокоен, а в момент перегрузки вдруг начать резко хлопать в ладоши.

2. Помогите справиться с шумом

Если вы находитесь в шумном месте, и видите что человек перегружен, помогите ему поскорее перебраться туда, где не так шумно. Сенсорная перегрузка замедляет процессы обработки информации, поэтому дайте собеседнику дополнительное время, чтобы «переварить» ваш вопрос и сформулировать ответ. Если вы можете снизить уровень шума, например, убавить громкость музыки, обязательно сделайте это.

3. Не трогайте человека лишний раз. Не давите на него

Многие люди с нарушениями сенсорной интеграции с трудом переносят, когда к ним прикасаются. Чужое прикосновение, даже мысль о том, что кто-то может до них дотронуться, может спровоцировать перегрузку. Когда человек перегружен, ему плохо, не «нависайте» над ним. Если он сидит, или если вы имеете дело с маленьким ребенком, опуститесь на его уровень, присядьте, встаньте на колени, но не «нависайте».

4. Не говорите слишком много

Если для того, чтобы оказать человеку помощь, вам нужно что-то узнать — спрашивайте, но не стоит пытаться его подбодрить, утешить, или поговорить с ним на отвлеченную тему. Речь — мощный сенсорный стимул и можно невольно усилить перегрузку. Кроме того, в состоянии перегрузки человеку может быть трудно говорить, и поддержание беседы потребует от него дополнительных серьезных усилий.

5. Если у человека есть с собой куртка, возможно он захочет ее надеть и надвинуть на лоб капюшон

Капюшон и тяжелая ткань куртки на плечах поможет ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться. Если куртка не под рукой, можно предложить ее принести. Тем, у кого нет куртки, можно предложить укрыться тяжелым плотным одеялом.

6. Не отвечайте на агрессию

Некоторые люди в момент перегрузки могут проявлять физическую или вербальную агрессию. Не принимайте это на свой счет, в такой момент человек просто не может себя контролировать. Ну и конечно не паникуйте. Основная цель человека, переживающего перегрузку, как можно скорее покинуть травмирующую его обстановку, а вовсе не причинить вам серьезный вред. Вспышку агрессии может спровоцировать попытка дотронуться до него, успокоить, или помешать ему уйти.

7.Когда человек наконец справится с перегрузкой, будьте готовы к тому, что долгое время он может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители

Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, пока он полностью не восстановится после перегрузки. Если есть такая возможность, постарайтесь в этот период оградить человека от дальнейшего стресса.

8. Слушайте

Как правило мы сами, лучше любого постороннего, можете рассказать, что может вызвать у нас перегрузку. Если человек в состоянии сообщить или показать вам, как ему можно помочь, когда он перегружен, отнеситесь к этому с вниманием. У каждого будет своя стратегия на этот случай. Способ «успокоения» может выглядеть немного странно, к примеру человек может начать раскачиваться, глядя на блестящие предметы, или делать что-то не менее странное. Постарайтесь не вмешиваться. Он не причинит себе вреда. Часто люди из лучших побуждений, пытаясь помочь, мешают человеку в состоянии перегрузки самостоятельно отрегулировать свое состояние.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector