" "
Severven.ru

Север Вен
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как узнать сколько земли занято муниципального образования жилфондом

Как можно узнать кому принадлежит земельный участок

Как узнать кому принадлежит земельный участок, если не имеешь на него никаких прав? Допустим вы присмотрели участок под дачу, однако на нем имеются старые постройки. В данной статье рассказывается о том где можно узнать, свободен ли земельный участок и как получить информацию о собственнике земли.

Как узнать, кому принадлежит земельный участок через ФУГРЦ

Земельный участок, по сути, представляет собой определенный вид недвижимости, у которого есть собственник.

Сама регистрация этого права длиться довольно долго. Собственнику необходимо собрать достаточно обширный пакет документов и отнести их в различные инстанции, которые занимаются решением подобных вопросов.

Процесс оформления включает в себя:

  • Присвоение номера участку.
  • Индивидуальное (с учетом всех особенностей участка) составление плана.
  • Оформление паспорта.
  • Процедура отчуждения.

Только после соблюдения этой последовательности участок полностью переходит в категорию частной собственности.

Именно благодаря всей сложности подобной процедуры документы проходят через большое количество инстанций, запрос в которые позволит в кратчайшие сроки определить номер участка, его категорию и владельца.

ФУГРЦ — федеральное регистрационное управление. Эта организация носит характер самого первого места обращения, в котором можно получить все данные касаемо земельного участка.

После обращения в этот орган по запросу будет выдана выписка из реестра, в которой будет содержаться вся необходимая информация.

ГРЦ картографии и кадастра

Обращение в эти органы очень важно, так как без оформления паспорта, составления плана и определения границ участок нельзя оформить. Оформлением соответствующих документов занимается Государственный регистрационный центр.

Эта организация помимо оформления документов, также собирает информацию о лицах, направляющих соответствующие запросы регистрацию.

Налоговая инспекция

Этот орган включается в работу по оформлению права собственности практически на последнем этапе. После окончания всех регистрационных процедур в налоговую инспекцию поступает информация о собственнике участка. Так как для собственника участка возникает новый налог, оплата которого в установленный срок зависит от скорости оформления документов в инспекции.

Районная администрация

В районную администрацию предоставляются все сведения об оформленных документах. Также там хранятся и те документы, которые подтверждают форму собственности на земельный участок и его собственника.

Если земельный участок не относится к частной собственности и не находится в аренде, это наверняка означает, что он принадлежит муниципальным органам.

Садоводческое товарищество

Если интересующий вас участок относится к категории садовых, то вся необходимая информация о нем хранится в садовом товариществе. Запрос об участке нужно отправлять к председателю организации. Ответ он должен предоставить в течение 14 дней, в форме выписки из учетной книги.

Как узнать кадастровый номер участка

Номер участка можно узнать онлайн, при помощи сайта — maps.rosreestr.ru. Он открывает доступ к кадастровой карте.

Также узнать номер участка можно при помощи специальных схем, но только при условии знания места его точного расположения.

Также с подобным запросом можно обратиться в органы местной власти, там вам предоставят наиболее полную информацию или же перенаправят в ведомство, занимающее подобными вопросами.

Как узнать, кому принадлежит земельный участок онлайн

Любой земельный участок имеет владельца, узнать информацию о нем можно направив соответствующий запрос в органы местной власти. Если времени ждать ответа нет, то можно также воспользоваться онлайн-сервисами.

  • Вы можете направить онлайн-запрос в налоговую инспекцию. Там хранятся данные обо всех налогах на участки.
  • Еще один альтернативный способ определить хозяина – поместить объявление на онлайн-ресурс. Но для этого все же сначала придется узнать номер участка.
  • Еще один способ-обращение к услугам агентов по недвижимости. Они благодаря своим базам данных, смогут помочь вам установить владельца земли.
  • с помощью сайта pkk5.rosreestr.ru вы можете узнать кадастровый номер участка. Для этого вам нужно знать номера кадастровых участков, находящихся поблизости с желаемым участком.

Подводя итог, можно сказать, что оформить право на землю вполне реально без посторонней помощи. Для этого нужно всего лишь немного вникнуть в дело и научится различать основные аспекты такого права собственности. Как правило, для оформления требуются лишь представить необходимые документы и обратиться с заявлением в госорганы. А для того чтобы определить владельца участка в кратчайшие сроки лучше всего прибегнуть к помощи профессионалов.

Как узаконить право собственности на земельный участок

Процесс установления права собственности на участок не из легких. В первую очередь владельцу нужно узнать кадастровый номер участка, так как без него невозможно получить документ о регистрации.

Без документа, подтверждающего право собственности, на землю владелец не может:

  • Продать.
  • Подарить.
  • Завещать.

Любой владелец участка может по собственному желанию обратиться в соответствующий орган по месту проживания и получить кадастровый номер.

Для того чтобы участку присвоили соответствующий номер владельцу необходимо:

  • Написать заявление с соответствующей просьбой.
  • Представить документы, подтверждающие границы участка.
  • Предъявить чек, подтверждающий оплату госуслуг.

Получить документ, подтверждающий право, владелец может в государственных органах или же у юридических и физических лиц, которые согласно закону имеют лицензию и занимаются подобным видом работ.

В качестве оснований для отказа могут служить:

  • Неправильное оформление документов.
  • Совпадение площади участков.
  • Расположение участка на территории, относящейся к другому региону.
  • Предоставление неполного перечня необходимых документов.

В качестве подтверждающего документа владельцу выдают выписку из кадастра, о присвоении номера.

После получения этого документа, владельцу участка нужно обратиться в регистрационные органы по месту жительства для оформления права собственности.

Законодательная база

Вопросы, связанные с оформление права собственности на земельные участки регулируются Земельным кодексом Российской Федерации. Выделяют несколько форм собственности на землю:

  • Частная.

В соответствии с законодательством в частной собственности находятся те земельные участки, которые были законно приобретены гражданами или юридическими лицами.

Все граждане, а также юридические лица имеют равные права в сфере приобретения земельных участков.

Также в роли владельцев участков выступают иностранцы, или иностранные юридические лица и лица без гражданства.

Для того чтобы оформить право собственности на участок нужно в первую очередь установить не изъят ли он из оборота. Перечень подобных категорий земель, а также земель ограниченных в обороте прописан в кодексе. Для того чтобы подобные участки перешли в пользование нужно обязательно осуществить процедуру их перехода в другую категорию.

Частные лица могут обладать как индивидуальным, так и совместным правом на землю.

  • Государственная.

Согласно закону все те земельные ресурсы, которые не находятся в частной или муниципальной собственности являются собственностью государства.

За государством закреплено приоритетное право на так называемые бесхозные земли.

В государственной собственности находятся те участки, которые:

  • Определены в соответствии с законом.
  • Те, на которые распространилось право собственности при разграничении земель.
  • Приобретенные субъектами РФ.

Государственная собственность – наиболее обширная форма собственности на землю.

  • Муниципальная.

Это та категория земли право собственности, на которую принадлежит муниципальным образованиям.

К такой форме собственности относятся те участки, которые:

  • Признанные закрепленными за этой категорией соответственно закону.
  • Право собственности, на которые возникло вследствие установления разграничений.
  • Приобретенные на законных основаниях.

Распоряжаются этой категорией земель местные советы.

В зависимости от типа доступа к таким участкам принято выделять:

  • Открытые участки.
  • Закрытые участки с ограниченным доступом.

Рассчитываем земельный налог по участку, занятому жилфондом и объектами инфраструктуры ЖКК

Автор: Тимонина И.И., эксперт журнала

Комментарий к Определению ВС РФ от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436.

Известно, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Желание сэкономить на налоговых платежах понятно, а потому интересно узнать нюансы применения указанной нормы. Об этих нюансах можно узнать из писем регулирующих органов и судебной практики. По мнению автора, из недавно появившихся документов полезные для налогоплательщиков выводы содержат:

Письмо Минфина России от 26.07.2018 № 03-05-05-01/52585;

Определение ВС РФ от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436.

Финансовое ведомство указало, что в целях применения льготной налоговой ставки нужно учитывать определение, содержащееся в п. 24 ст. 1 ГрК РФ: система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ).

Далее в письме сообщается:

для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (см. определения ВС РФ от 27.02.2017 № 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 № 306-КГ16-15969 и Определение ВАС РФ от 02.09.2010 № ВАС-10062/10);

основание для такой квалификации – градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости.

Аналогичные советы регулирующие органы давали и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 16.01.2018 № 03-05-05-02/1545, а также п. 4 Письма ФНС России от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@ «О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога»).

Содержащиеся в письмах выводы носят обобщающий характер, в связи с чем бывает сложно понять, какие именно доказательства позволят налогоплательщику отстоять право на применение пониженной налоговой ставки. Материалы арбитражной практики восполняют этот пробел. Так, АС ЗСО в Постановлении от 24.01.2017 № Ф04-6023/2016 по делу № А46-16092/2015, рассматривая налоговый спор, исходил из следующих обстоятельств:

объекты, которые располагаются на спорных земельных участках, имеют разное целевое назначение (склады, гаражи, котельная, здания химводоочистки, цеха теплофикации и др.), в том числе не связанное с производством тепловой энергии, что не позволяет признать их объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

свидетельства о праве собственности на земельные участки, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРП подтверждают, что часть спорных земельных участков предоставлена налогоплательщику для производственных целей, некоторые участки имеют несколько видов разрешенного использования, включая «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения»;

довод общества о том, что размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса преду-
смотрено видом разрешенного использования спорных земельных участков, не подтвержден;

техническая документация на объекты, программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города, сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, приказы областной РЭК об установлении тарифов не опровергают вывод инспекции о том, что на спорных земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства;

находящиеся на спорных земельных участках объекты являются промышленными, используются для производства и поставки электрической и тепловой энергии в рамках предпринимательской деятельности и не предназначены исключительно для нужд потребителей города;

выделение из сооружений, находящихся на спорных земельных участках, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организацией не осуществлялось;

оказание жилищно-коммунальных услуг уставной целью общества не является.

Схожие обстоятельства и аргументацию использовал АС ЦО. В частности, из Постановления от 07.06.2018 по делу № А68-10414/2016 видно, что арбитры основывались:

на виде разрешенного использования (для эксплуатации производственной базы);

на видах расположенных на земельном участке зданий и сооружений. Наряду с инженерными сооружениями (станция биологической очистки сточных вод, локальные очистные сооружения, внешние водопровод, канализация, теплотрассы и электросети), на спорном участке расположен комплекс производственных зданий и сооружений (нежилые здания, гаражи, открытая автостоянка, склады);

на том, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не выделены из комплекса зданий, строений и сооружений, расположенного на спорном земельном участке;

на том, что самостоятельный земельный участок под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не сформирован;

на отсутствии в учредительных документах общества вида деятельности «оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства»;

на том, что спорные инженерные сооружения изначально не были предназначены и впоследствии не использовались исключительно для массового обслуживания жилого фонда на территории города.

Судьи указали: налоговое законодательство не предусматривает возможность определения налоговой базы в отношении одного земельного участка с применением различных ставок.

Важно, что налогоплательщик предпринял попытку доказать незаконность мнения арбитров. Однако судья ВС РФ не нашел оснований для передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам. При этом в Определении от 30.08.2018 № 310-КГ18-12436 отмечено: нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, объектов, непосредственно относящихся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, обществом не осуществлялось, самостоятельный земельный участок под этими объектами не формировался. При этом такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, в учредительных документах общества не заявлен, комплекс спорных инженерных сооружений общества изначально не предназначался и впоследствии не использовался исключительно для обслуживания жилого фонда.

Полагаем, автору удалось пояснить, какие аргументы и доказательства необходимо представить налоговому органу и суду, чтобы подтвердить право исчислять земельный налог по пониженной ставке, и, соответственно, при отсутствии каких доказательств организации не удастся отстоять право на налоговую экономию.

Налоговые ставки и льготы

Решение Казанской городской Думы «О земельном налоге» (в редакции от 16.10.2019г. № 14-36 )

Налоговые ставки

Земельные участки, занятые многоуровневыми паркингами (автостоянками), многоэтажными гаражами.

Земельные участки, занятые многоквартирными домами, за исключением земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома

Земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности, приобретенные (предоставленные) для ведения садоводства или огородничества, а также земельные участки общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Земельные участки, занятые индивидуальными жилыми домами

Земельные участки, занятые индивидуальными блоками в блокированных жилых домах (индивидуальными домами блокированной жилой застройки)

Земельные участки, занятые личным подсобным хозяйством (не используемых в предпринимательской деятельности)

Земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности)

Земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства

Земельные участки ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Земельные участки, занятые объектами инженерной инфраструктурв жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищного — коммунального комплекса)

Земельные участки занятых объектами рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения ( дома отдыха, пансионаты, профилактории, санатории, базы отдыха, детские и спортивные лагеря и другие объекты, предназначенные для отдыха и туризма)

Земельные участки, занятые гаражами, в том числе гаражно-строительными кооперативами

Земельные участки, занятые стоянками (эллингами), используемыми для размещения и хранения личных водных транспортных средств граждан

Земельные участки, занятые открытыми, закрытыми автостоянками (парковками)

Земельные участки, занятые гостиницами, отелями и прочими местами для временного проживания

Земельные участки, занятые объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Земельные участки, занятые административнми зданиями, офисными зданиями делового и коммерческого назначения, объектами образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения (обслуживания), спорта, культуры и искусства

Земельные участки, занятые производственными (включая административные) зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок

Читать еще:  Как производится выплата пенсии месяц в месяц

Земельные участки, занятых электростанциями, обслуживающими их сооружениями и объектами

Земельные участки, занятые портами, водными, железнодорожными вокзалами, автодорожными вокзалами

Земельные участки, занятые железнодорожными путями, автомобильными дорогами, причалами, пристанями, полосами отвода железных и автомобильных дорог разработками полезных ископаемых, водными путями, трубопроводами, кабельными, радиорелейными и воздушными линиями связи и линиями радиофикации, воздушными линиями электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи

Прочие земельные участки

Земельные участки приобретенные (предоставленные) в собственность физическим и юридическим лицам на условиях осуществения на них строительства (за исключением жилищного строительства), по которым отсутствет регистрация прав на построенный объект недвижимости

Налоговые льготы

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы

Ввтераны и инвалиды Великой Отечественной войны,

ветераны и инвалиды боевых действий

органы государственной власти и управления, казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, финансируемые из бюджета Республики Татарстан и бюджета муниципального образования г. Казани, в виде применения пониженной ставки налога

предприятия городского электрического транспорта в виде применения пониженной ставки налога

предприятия гражданского и военного самолетостроения в виде применения пониженной ставки налога

организацияи в отношении земельных участков, занятых городскими полигонами утилизации твердых бытовых отходов, в виде применения пониженной ставки налога

налогоплательщикам (организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями), оказывающим услуги стоянок (парковок) автомототранспортных средств, в виде применения пониженной ставки

пункт 4.2 подпункт 4.2.5

Государственные образовательные учреждения высшего образования, участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, в отношении земельных участков, занятых объектами Медико-санитарной части, в виде применения пониженной ставки налога

пункт 4.2, подпункт 4.2.9

Санаторно-курортные учреждения, осуществляющие санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в виде применения пониженной ставки налога

пункт 4.2, подпункт 4.2.10

Организации в отношении земельных участков, приобретенных в собственность для строительства жилья и объектов, строящихся в рамках реализации Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», в виде применения пониженной ставки налога

пункт 4.2, подпункт 4.2.11

Организации в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, ранее предоставленных данным организациям в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и имеющих смежную границу с земельными участками, предоставленными в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 21.06.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в виде применения пониженной ставки налога

Как узнать государству или муниципалитету принадлежит неразграниченная территория

1. Как узнать кому принадлежит участок который я хочу образовать из неразграниченной территории — государству или муниципалитету? От этого будет зависеть стоимость аренды этого участка.

2. И можно ли запросить у администрации муниципалитета список земель, которые находятся на территории их муниципалитета, но принадлежащие государству? Насколько я знаю, они обязаны вести и публиковать реестр только муниципальных участков, а не государственных.

3. И еще такой вариант — если выбирать участок из уже образованных участков, то я знаю что можно запросить платную выписку по конкретному участку из ЕГРН чтобы узнать собственника (муниципалитет или государство). Но это же сколько денег придется потратить чтобы каждый участок так уточнять. Поэтому, есть ли возможность как то скопом все сведения получить обо всех именно ГОСУДАРСТВЕННЫХ участках, не знаю, в администрацию опять же написать или что можно сделать?

4. И уточняющий вопрос: правильно ли я понимаю, что аренда государственных участков стоит 0,6% кадастровой стоимости (для физ лица обычного гражданина), и муниципалитет не может загибать начальную цену на аренду во время аукциона до кадастровой стоимости (и вообще ставить цену какую он захочет — рыночную и т п) даже если этот участок находится на территории муниципалитета?

Добрый день Полина!

1) Чтобы узнать кому принадлежит участок, необходимо запросить выписки из реестра муниципальной собственности, реестра гос. собственности области и реестра фед. собственности РФ. Запросы можно сделать через портал госуслуг или сайты соответствующих структур;

2) Муниципалитет не ведет реестр гос. земель. Чтобы узнать про такие земли необходимо обратиться к специалисту Росреестра, который занимается их учетом (бывшие специалисты Роснедвижимости);

3) статья 62 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает порядок получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Предоставление информации возможно посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. После регистрации на портале Росреестра Вы имеете право оплатив 400 рублей, получать сведения из ЕГРН в количестве 100 штук (по объектно);

4) Распоряжение гос. землями осуществляют гос. органы. Муниципалитет может распоряжаться землями не разграниченными в обороте или принадлежащими ему. Цена участка зависит от многих факторов, в том числе и от его назначения. Предельные цены продажи устанавливаются федеральным законодателем, конкретные цены — органами местного самоуправления.

А по 1 пункту — это бесплатно?
и по 3 — а после использования 100 штук, там дальше еще раз можно 400р заплатить и количество 100 штук обновится? или как

1. На самом деле все земля (и земельный участки) не принадлежащие на праве собственности частным лицам (юридическим и физическим) или публично правовым образованиям (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципалитету) в силу ст. 16 Земельного кодекса РФ находятся в неразграниченной государственной собственности, которой в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжается либо муниципальный район, либо городской округ.

2. Поэтому можно ничего не запрашивать так как в силу вышеприведенного все, что не в собственности субъектов права собственности является государственной собственностью.

3. Если нет записи о государственной регистрации права (можно посмотреть ее наличие в справочной информации Росреестра), то они все считаются находящимися в государственной собственности.

4. Нет. Не так. Арендную плату без торгов устанавливает соответствующий субъект РФ (ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ). Везде она своя.

Если же говорить про аукцион, то тут вынужден Вас огорчить. Тут Вы то же не правы

приведу полностью п. 14 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. В нем все написано

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.

Рассчитываем земельный налог по участку, занятому жилфондом и объектами инфраструктуры ЖКК

Комментарий к Определению ВС РФ от 30.08.2018 № 310‑КГ18-12436

Известно, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Желание сэкономить на налоговых платежах понятно, а потому интересно узнать нюансы применения указанной нормы. Об этих нюансах можно узнать из писем регулирующих органов и судебной практики. По мнению автора, из недавно появившихся документов полезные для налогоплательщиков выводы содержат:

  • Письмо Минфина России от 26.07.2018 № 03‑05‑05‑01/52585;
  • Определение ВС РФ от 30.08.2018 № 310‑КГ18-12436.

Финансовое ведомство указало, что в целях применения льготной налоговой ставки нужно учитывать определение, содержащееся в п. 24 ст. 1 ГрК РФ: система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ).

Далее в письме сообщается:

  • для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (см. определения ВС РФ от 27.02.2017 № 301‑КГ16-20969, от 02.12.2016 № 306‑КГ16-15969 и Определение ВАС РФ от 02.09.2010 № ВАС-10062/10);
  • основание для такой квалификации – градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости.

К сведению:

Аналогичные советы регулирующие органы давали и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 16.01.2018 № 03‑05‑05‑02/1545, а также п. 4 Письма ФНС России от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@ «О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога»).

Содержащиеся в письмах выводы носят обобщающий характер, в связи с чем бывает сложно понять, какие именно доказательства позволят налогоплательщику отстоять право на применение пониженной налоговой ставки. Материалы арбитражной практики восполняют этот пробел. Так, АС ЗСО в Постановлении от 24.01.2017 № Ф04-6023/2016 по делу № А46-16092/2015, рассматривая налоговый спор, исходил из следующих обстоятельств:

  • объекты, которые располагаются на спорных земельных участках, имеют разное целевое назначение (склады, гаражи, котельная, здания химводоочистки, цеха теплофикации и др.), в том числе не связанное с производством тепловой энергии, что не позволяет признать их объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • свидетельства о праве собственности на земельные участки, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРП подтверждают, что часть спорных земельных участков предоставлена налогоплательщику для производственных целей, некоторые участки имеют несколько видов разрешенного использования, включая «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения»;
  • довод общества о том, что размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса преду-

смотрено видом разрешенного использования спорных земельных участков, не подтвержден;

  • техническая документация на объекты, программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города, сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, приказы областной РЭК об установлении тарифов не опровергают вывод инспекции о том, что на спорных земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства;
  • находящиеся на спорных земельных участках объекты являются промышленными, используются для производства и поставки электрической и тепловой энергии в рамках предпринимательской деятельности и не предназначены исключительно для нужд потребителей города;
  • выделение из сооружений, находящихся на спорных земельных участках, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организацией не осуществлялось;
  • оказание жилищно-коммунальных услуг уставной целью общества не является.
  • Схожие обстоятельства и аргументацию использовал АС ЦО. В частности, из Постановления от 07.06.2018 по делу № А68-10414/2016 видно, что арбитры основывались:

    • на виде разрешенного использования (для эксплуатации производственной базы);
    • на видах расположенных на земельном участке зданий и сооружений. Наряду с инженерными сооружениями (станция биологической очистки сточных вод, локальные очистные сооружения, внешние водопровод, канализация, теплотрассы и электросети), на спорном участке расположен комплекс производственных зданий и сооружений (нежилые здания, гаражи, открытая автостоянка, склады);
    • на том, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не выделены из комплекса зданий, строений и сооружений, расположенного на спорном земельном участке;
    • на том, что самостоятельный земельный участок под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не сформирован;
    • на отсутствии в учредительных документах общества вида деятельности «оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства»;
    • на том, что спорные инженерные сооружения изначально не были предназначены и впоследствии не использовались исключительно для массового обслуживания жилого фонда на территории города.

    Судьи указали: налоговое законодательство не предусматривает возможность определения налоговой базы в отношении одного земельного участка с применением различных ставок.

    Важно, что налогоплательщик предпринял попытку доказать незаконность мнения арбитров. Однако судья ВС РФ не нашел оснований для передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам. При этом в Определении от 30.08.2018 № 310‑КГ18-12436 отмечено: нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, объектов, непосредственно относящихся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, обществом не осуществлялось, самостоятельный земельный участок под этими объектами не формировался. При этом такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, в учредительных документах общества не заявлен, комплекс спорных инженерных сооружений общества изначально не предназначался и впоследствии не использовался исключительно для обслуживания жилого фонда.

    Полагаем, автору удалось пояснить, какие аргументы и доказательства необходимо представить налоговому органу и суду, чтобы подтвердить право исчислять земельный налог по пониженной ставке, и, соответственно, при отсутствии каких доказательств организации не удастся отстоять право на налоговую экономию.

    Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать

    Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы. Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?

    Если участок под домом не сформирован, то его собственником является государственное или муниципальное образование

    Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому. Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них. Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.

    Закон действительно устанавливает 1 , что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е. органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.

    Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.

    Права жильцов на несформированный участок, прилегающий к дому

    Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно. Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь. Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.

    Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными. Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими. Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем 2 .

    Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома. Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде. Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).

    Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет. Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.

    Обязанность по содержанию придомовых территорий

    По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник. Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.

    Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания. Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.

    При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.

    Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории. Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.

    (Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?». Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)

    1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

    2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.

    Реестр муниципального имущества

    Информация об объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург» по состоянию на 01 мая 2021 года:

    Управление реестров казенного и закрепленного имущества (Управление)

    • начальник Управления — Вахтина Юлия Юрьевна: 354-57-99 (кабинет 529, пр. Ленина, 24а);

    Специалисты

    • Токарева Елена Владимировна: 371-52-72 (кабинет 529, пр. Ленина, 24а);
    • Бессонова Юлия Алексеевна: 371-05-77 (кабинет 529, пр. Ленина, 24а);
    • Кащенкова Ирина Николаевна: 371-52-72 (кабинет 529, пр. Ленина, 24а);
    • Ефремова Елена Валерьевна: 371-45-14 (кабинет 520, пр. Ленина, 24а);
    • Печинина Маргарита Леонидовна: 354-57-51 (кабинет 289, ул. 8 Марта 8б);
    • Ломовцева Ольга Александровна: 359-81-52 (кабинет 520, пр. Ленина, 24а);
    • Сивухина Зинаида Васильевна: 359-81-52 (кабинет 520, пр. Ленина, 24а);

    Режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00.

    Основные задачи Управления

    • ведение реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург»;
    • обеспечение государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на недвижимое имущество, а также сделок с недвижимым имуществом, совершаемых от его имени уполномоченными лицами;
    • осуществление приема имущества в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» из иных форм собственности (частной, федеральной, государственной), а также передачи имущества из собственности муниципального образования «город Екатеринбург» в иные формы собственности (федеральную, государственную, религиозных организаций);

    В целях реализации возложенных на Управление задач Управление выполняет следующие функции:

    1. Формирует и ведет реестр муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с:

    • Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 (21Кб);
    • Положением «Об учете в реестре муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» сведений о муниципальном имуществе», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.03.2013 № 939 (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 01.10.2015 № 2724) (249Кб);
    • Административным регламентом исполнения муниципальной функции по ведению реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.01.2015 № 145.

    2. Направляет от имени Администрации города Екатеринбурга документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области для:

    • государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург»;
    • государственной регистрации внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости;
    • государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на объекты недвижимого имущества;
    • постановки на учет бесхозяйных объектов.

    3. Предоставляет выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах учета из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 24.02.2021 № 257 (8Мб);

    Предоставление сведений из реестра

    Запросы на предоставление сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» подаются:

    • в отдел организационно-контрольной работы ДУМИ по адресу: Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8б, кабинет 286 (лично или через представителя).

    Время приема запросов: с понедельника по четверг — с 10:00 до 17:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 10:00 до 16:00, перерывы — с 11:15 до 11:30, с 13:00 до 14:00, с 15:15 до 15:30. Если в предпраздничный день выпадает на пятницу, прием запросов прекращается в 15:00.

    • в ДУМИ в письменной форме по почте (адрес: 620014, Екатеринбург, пр. Ленина, 24а).

    Получение выписки по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, кабинет 529 на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме (режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00).

    На десятый день со дня регистрации запроса — в случае неявки заявителя на личный прием или в случае указания заявителем в запросе способом получения выписки ее получение в виде почтового отправления.

    • в Муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и его районные отделы (с адресами и графиками работы районных отделов можно ознакомиться на официальном сайте).

    Получение выписки на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме в районном отделе, где был подан запрос.

    На десятый день со дня регистрации запроса — в случае неявки заявителя на личный прием или в случае указания заявителем в запросе способом получения выписки ее получение в виде почтового отправления.

    • в Государственное бюджетное учреждении Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и его филиалах (с адресами и графиками работы филиалов можно ознакомиться на официальном сайте).

    Получение выписки по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, кабинет 529 на девятый день со дня регистрации запроса — в случае вручения выписки на личном приеме (режим работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, в пятницу или в предпраздничный день — с 09:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 13:48. Если предпраздничный день выпадает на пятницу — с 09:00 до 13:00 и с 13:48 до 16:00).

    На десятый день со дня регистрации запроса — в случае неявки заявителя на личный прием или в случае указания заявителем в запросе способом получения выписки ее получение в виде почтового отправления.

    Жилищный фонд

    Под понятие жилищного фонда попадают все виды жилья, которые пригодны для постоянной жизни людей, в том числе здания в целом или отдельные квартиры и комнаты.

    Понятие жилищного фонда

    Краткое и обобщающее понятие жилищного фонда сформулировано в статье 19 Жилищного Кодекса. Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности, назначения, сроков проживания, юридического статуса и других факторов. Под понятие жилищного фонда попадают все виды жилья, которые пригодны для постоянной жизни людей, в том числе здания в целом или отдельные квартиры и комнаты, расположенные в жилых или нежилых строениях в населенных пунктах РФ.

    В категорию жилых строений попадают как одноквартирные, так и многоквартирные дома, а также здания специализированного назначения, например, общежития, интернаты для детей, инвалидов, престарелых, приюты, дома для временного отселения (маневренный фонд) и так далее.

    В нежилых зданиях производственного, культурного, административного, лечебного или другого специализированного назначения также могут существовать объекты жилого фонда, например, служебные квартиры или жилые комнаты для иногородних сотрудников. Для отнесения их в категорию жилых достаточно, чтобы они были изолированы и пригодны для постоянного проживания, т.е. отвечали всей совокупности правил и требований, предъявляемым к строениям данного назначения. Среди обязательных требований необходимо назвать соответствие санитарным, экологическим, строительным, техническим, противопожарным, нормам. Для признания жилого назначения строения, оно должно попадать в категорию недвижимого имущества.

    Жилищный фонд должен быть пригодным к постоянному проживанию, даже если он используется для временного поселения людей.

    Виды жилых помещений в зависимости от форм собственности

    Жилищный Кодекс РФ приводит классификацию жилищного фонда в зависимости от формы собственности, в которой находится помещение.
    Все количество жилых строений и квартир можно распределить на три группы:

    • Частный фонд, т.е. принадлежащий гражданам РФ и других стран, а также юридическим лицам, включая общественные, религиозные или благотворительные организации. Независимо от того на сколько лиц оформлена собственность (индивидуальная или коллективная), она считается частной, т.е. отделенной от государственной собственности.
    • Государственный фонд, принадлежащее федерации или субъектам РФ так называемое ведомственное жилье, которое находится в ведении и хозяйственном управлении соответствующих органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести жилье специализированного фонда, в котором проживают военные в закрытых городках. Оно не подлежит приватизации. Основное управляющее лицо – Федеральное агентство, созданное для управления федеральным имуществом.
    • Муниципальный фонд во многом аналогичен государственной категории, но его собственником являются муниципальные образования, а управление осуществляют учреждения или предприятия муниципального подчинения. Например, дома для временного отселения, существующие на балансе органов ЖКХ муниципального значения.

    Принадлежность закрепляется в юридических документах на право собственности и фактически подтверждается правами пользования и распоряжения, принадлежащими владельцу. Таким образом только собственник имеет право:

    • передать объект другому лицу во временное пользование (аренда или найм);
    • сделать его объектом залога;
    • продать, подарить, завещать или другим способом передать право собственности.

    Законодательно не ограничены права лиц иметь в своей собственности любое количество жилых помещений, не существует ограничений и по стоимости жилья.

    Виды жилых помещений в зависимости от целей использования

    Для всех объектов жилищного фонда существует единая цель использования – проживание людей на постоянной или временной основе. Существует внутренняя классификация целей и характера использования жилых помещений, приведенная в ЖК РФ. В соответствии со статьей 19 все жилые объекты делятся на четыре основные группы:

    • Жилье социального назначения, которое распределяется между гражданами в соответствии со специальным порядком и очередностью путем заключения договоров на социальный наем жилья. До недавнего времени такое жилье составляло основную долю в общем количестве жилищного фонда. В результате массовой приватизации социальное жилье переходит в другую категорию.
    • Помещения индивидуального жилищного фонда находятся в частной (личной или коллективной) собственности и используются владельцами для проживания, включая членов семей и других лиц с разрешения собственника.
    • Жилищный фонд специализированного назначения находится в собственности федеральных или муниципальных органов и предоставляется в качестве временного жилого помещения. Такой фонд чаще называют ведомственным и квартиры или комнаты в нем выдаются гражданам на период работы, службы или выполнения каких-либо функций.
    • Коммерческий жилой фонд специализированного назначения предназначается для передачи пользователем на платной основе и служит источником доходов для собственников (аренда, субаренда).

    По организационной структуре жилые помещения можно разделить на:

    • жилые здания с отдельными квартирами;
    • общежития, в которых объектом жилья служит комната или место в комнате;
    • здания казарменного типа;
    • дачные строения;
    • жилые индивидуальные дома, принадлежащие одному владельцу в целом или частично.

    Жилые помещения не теряют своего назначения при использовании их для предпринимательской деятельности, например, адвокатской, лечебной, педагогической и так далее.

    Государственный учет жилищного фонда

    Для выполнения задач технического учета разработан специальный, единый на всей территории РФ порядок, в соответствии с которым производится государственный учет жилищного фонда, и созданы соответствующие службы.

    Основная задача, которую необходимо решить в ходе специализированного учета – это обладание достоверными и точными сведениями о количестве, метраже, уровне технического состояния и благоустройства, рыночной и кадастровой стоимости и так далее. Все сведения о состоянии жилищного фонда в ходе их изменений постоянно обновляются.

    Основной метод, с помощью которого осуществляется государственный учет жилищного фонда, – это техническая инвентаризация, в ходе которой осуществляется ревизия жилого фонда, его паспортизация, фиксация технического положения.

    Данные технической инвентаризации служат основой для определения стоимости жилья, а также могут использоваться в ходе налогообложения.

    Мониторинг использования жилищного фонда

    29 октября 2014 года Правительством РФ было принято постановление № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности», которым предусматривается регулярное ежегодное проведение мониторинга вопросов по использованию и обеспечению сохранности жилищного фонда.

    Мониторинг использования жилищного фонда необходим для получения объективной и своевременной информации об общем состоянии жилых строений, систематизации данных и дальнейшего использования в ходе принятия решений на уровне муниципальных, территориальных или федеральных властей.
    Для подготовки мониторинга разработан порядок представления информации, сроки и форма ее передачи, а также итоговые показатели, которые необходимо получить в ходе мониторинга.

    Порядок мониторинга предусматривает получение следующих видов информации:

    • сведения из электронных паспортов жилых домов, как многоквартирных, так и индивидуальных, обобщаемые на уровне органов самоуправления на местах;
    • данные от органов жилищного надзора, полученные ими в течение своей деятельности.

    Перечисленные сведения формируются до 1 февраля ежегодно, а затем в месячный период региональные органы обобщают их и передают на федеральный уровень для проведения анализа, выявления проблемных территорий и направлений, и отражения полученной информации для подготовки государственных программ.

    Муниципальные земли – что это такое и кто ими владеет?

    Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

    Возникновение муниципальной собственности на землю

    При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти. Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений распространяются на такие моменты, которые связаны с муниципальными землями:

    • передавать земли в частную собственность;
    • сдавать земельные участки в аренду;
    • другое.

    Муниципальная собственность возникает, если:

    1. муниципалитет получил наделы на землю из федерального или регионального фонда Российской Федерации;
    2. государство закупило земли;
    3. при отказе частных собственников от наделов;
    4. в случае если муниципалитет получил земли под реализацию социальных программ.

    Объекты и субъекты

    Объектами в данном случае выступают земельные участки (наделы), которые находятся в территориальных пределах местных властей.

    Какие земли могут быть муниципальными? Это:

    1. земли, которые находятся в пользовании частных и государственных организаций;
    2. земли, которые являются общей собственностью предприятий или учреждений.

    Субъектами, в свою очередь, могут быть:

    1. главы муниципалитетов;
    2. органы власти;
    3. подразделения городской администрации;
    4. унитарные предприятия;
    5. частные предприятия.

    Важно отметить, что муниципалитет в основном пользуется такими типами земель, как:

    • земли, на которых проживают граждане Российской Федерации;
    • земли сельскохозяйственного назначения;
    • промышленные земли;
    • земельные участки, которые носят характер оборонного или стратегического назначения.

    Виды муниципальной собственности

    На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

    • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
    • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
    • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
    • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

    Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

    Что собой представляет процедура разграничения муниципальной собственности? Под понятием разграничения имеется в виду, что земли делятся на федеральную, региональную, муниципальную собственности.

    Данная процедура происходит путём принятия властями постановлений о разграничении земельных участков, а также федеральных законов об изменении границ субъектов федерации.

    Право муниципальной собственности может приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном.

    Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

    +7 (812) 603-71-55
    (Санкт-Петербург)

    8 (800) 302-33-75
    (бесплатный звонок по России)

    Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

    Как разграничивают муниципальные земли?

    В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:

    1. поселениям в городах;
    2. по округам;
    3. по районам муниципалитета;
    4. по пригороду;
    5. префектурами;
    6. другое.

    Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

    Муниципальный участок может быть создан на основе земель, которые находились в муниципальной собственности местных органов властей и быть образован в следующих случаях:

    1. если участок был предоставлен садоводческому или дачному товариществу;
    2. если участок переходит в право собственности физическому или юридическому лицу;
    3. если участок переходит к предприятию, которое вместе с местными властями занимается развитием территории;
    4. если участок выделяется под застройку жилого дома;
    5. если участок выделяется для застройку муниципального учреждения;
    6. если участок переходит под застройку линейных объектов.

    Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

    Дом на муниципальной земле

    Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.

    Аренда муниципальной земли

    Согласно законодательству Российской Федерации муниципальный земельный участок можно арендовать на условиях платного и бесплатного, срочного и бессрочного пользования.

    Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

    Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.

    Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

    Для того чтобы получить муниципальную землю в частную собственность необходимо выполнить ряд следующих процедур:

    1. подать заявление в комитет о предоставлении земли;
    2. получить положительный ответ от земельного комитета;
    3. заказать межевые работы по выделению данного участка земли;
    4. заказать кадастровый паспорт в Кадастровой палате и, соответственно, предоставить им межевой план;
    5. утвердить участок в местной администрации.

    Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок

    Для того чтобы установить кому принадлежит земельный участок можно обратиться в следующие органы властей:

    1. Кадастровая палата – по кадастровому номеру определят владельца. Самый быстрый способ.
    2. Федеральная регистрационная служба – в ней есть все данные о сделках, которые были проведены с данным участком земли.
    3. Росреестр –можно получить выписку со сведениями о владельце земли.
    4. Администрация муниципального образования.
    5. Налоговая.

    Также всю информацию можно получить через Многофункциональный центр.

    Рассчитываем земельный налог по участку, занятому жилфондом и объектами инфраструктуры ЖКК

    Комментарий к Определению ВС РФ от 30.08.2018 № 310‑КГ18-12436

    Известно, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не могут превышать 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

    Желание сэкономить на налоговых платежах понятно, а потому интересно узнать нюансы применения указанной нормы. Об этих нюансах можно узнать из писем регулирующих органов и судебной практики. По мнению автора, из недавно появившихся документов полезные для налогоплательщиков выводы содержат:

    • Письмо Минфина России от 26.07.2018 № 03‑05‑05‑01/52585;
    • Определение ВС РФ от 30.08.2018 № 310‑КГ18-12436.

    Финансовое ведомство указало, что в целях применения льготной налоговой ставки нужно учитывать определение, содержащееся в п. 24 ст. 1 ГрК РФ: система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

    Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ).

    Далее в письме сообщается:

    • для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда (см. определения ВС РФ от 27.02.2017 № 301‑КГ16-20969, от 02.12.2016 № 306‑КГ16-15969 и Определение ВАС РФ от 02.09.2010 № ВАС-10062/10);
    • основание для такой квалификации – градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости.

    К сведению:

    Аналогичные советы регулирующие органы давали и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 16.01.2018 № 03‑05‑05‑02/1545, а также п. 4 Письма ФНС России от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@ «О рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога»).

    Содержащиеся в письмах выводы носят обобщающий характер, в связи с чем бывает сложно понять, какие именно доказательства позволят налогоплательщику отстоять право на применение пониженной налоговой ставки. Материалы арбитражной практики восполняют этот пробел. Так, АС ЗСО в Постановлении от 24.01.2017 № Ф04-6023/2016 по делу № А46-16092/2015, рассматривая налоговый спор, исходил из следующих обстоятельств:

    • объекты, которые располагаются на спорных земельных участках, имеют разное целевое назначение (склады, гаражи, котельная, здания химводоочистки, цеха теплофикации и др.), в том числе не связанное с производством тепловой энергии, что не позволяет признать их объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
    • свидетельства о праве собственности на земельные участки, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРП подтверждают, что часть спорных земельных участков предоставлена налогоплательщику для производственных целей, некоторые участки имеют несколько видов разрешенного использования, включая «для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения»;
    • довод общества о том, что размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса преду-
      смотрено видом разрешенного использования спорных земельных участков, не подтвержден;
    • техническая документация на объекты, программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры города, сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, приказы областной РЭК об установлении тарифов не опровергают вывод инспекции о том, что на спорных земельных участках расположены объекты, не относящиеся к объектам жилищно-коммунального хозяйства;
    • находящиеся на спорных земельных участках объекты являются промышленными, используются для производства и поставки электрической и тепловой энергии в рамках предпринимательской деятельности и не предназначены исключительно для нужд потребителей города;
    • выделение из сооружений, находящихся на спорных земельных участках, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса организацией не осуществлялось;
    • оказание жилищно-коммунальных услуг уставной целью общества не является.

    Схожие обстоятельства и аргументацию использовал АС ЦО. В частности, из Постановления от 07.06.2018 по делу № А68-10414/2016 видно, что арбитры основывались:

    • на виде разрешенного использования (для эксплуатации производственной базы);
    • на видах расположенных на земельном участке зданий и сооружений. Наряду с инженерными сооружениями (станция биологической очистки сточных вод, локальные очистные сооружения, внешние водопровод, канализация, теплотрассы и электросети), на спорном участке расположен комплекс производственных зданий и сооружений (нежилые здания, гаражи, открытая автостоянка, склады);
    • на том, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не выделены из комплекса зданий, строений и сооружений, расположенного на спорном земельном участке;
    • на том, что самостоятельный земельный участок под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не сформирован;
    • на отсутствии в учредительных документах общества вида деятельности «оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства»;
    • на том, что спорные инженерные сооружения изначально не были предназначены и впоследствии не использовались исключительно для массового обслуживания жилого фонда на территории города.

    Судьи указали: налоговое законодательство не предусматривает возможность определения налоговой базы в отношении одного земельного участка с применением различных ставок.

    Важно, что налогоплательщик предпринял попытку доказать незаконность мнения арбитров. Однако судья ВС РФ не нашел оснований для передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам. При этом в Определении от 30.08.2018 № 310‑КГ18-12436 отмечено: нижестоящие суды обоснованно исходили из того, что выделение из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, объектов, непосредственно относящихся к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, обществом не осуществлялось, самостоятельный земельный участок под этими объектами не формировался. При этом такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, в учредительных документах общества не заявлен, комплекс спорных инженерных сооружений общества изначально не предназначался и впоследствии не использовался исключительно для обслуживания жилого фонда.

    Полагаем, автору удалось пояснить, какие аргументы и доказательства необходимо представить налоговому органу и суду, чтобы подтвердить право исчислять земельный налог по пониженной ставке, и, соответственно, при отсутствии каких доказательств организации не удастся отстоять право на налоговую экономию.

    5.2. Ставка для участков, занятых жилфондом и объектами ЖКХ

    Пониженная ставка 0,3% должна применяться также к землям, которые:

    — заняты жилищным фондом;

    — заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

    — приобретены (предоставлены) для жилищного строительства.

    Жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

    Встречаются случаи, когда организации принадлежит подвал в жилом здании. В отношении земельного участка, который относится к этому подвалу, также применяется ставка 0,3%. Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (подп. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 ЖК РФ). Но, как правило, организации переводят жилые помещения в нежилые для того, чтобы их можно было использовать в предпринимательской деятельности. В этом случае организация теряет право на применение пониженной ставки.

    К объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса относятся производственные и имущественные объекты, в том числе трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований. Это следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

    Как показывает практика, отдельные налоговые органы на местах считают, что правом применять пониженную ставку по участкам, занятым объектами ЖКХ, наделены лишь организации, осуществляющие деятельность в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению. Данная точка зрения была опровергнута в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.07.2009 N 1514/09. В нем указано, что налоговую ставку, не превышающую 0,3%, могут использовать не только организации, осуществляющие деятельность в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг населению, но и другие организации, имеющие соответствующие земли.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector