" "
Severven.ru

Север Вен
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как узнать что земля в муниципальной собственности или государственная собственность на которую не разграничена

Муниципальные земли – что это такое и кто ими владеет?

Понятие муниципальной собственности на землю появилось относительно недавно и представляет целый комплекс правомочностей, что касаются владения, пользования и распоряжения определённым участком земли, который был признан муниципальным образованием.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении земельными участками все права владельца регулируются и контролируются местными органами власти. Согласно закону Российской Федерации, власти имеют право распоряжаться землями, которые находятся в зоне их территориального предела, по своему усмотрению. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений распространяются на такие моменты, которые связаны с муниципальными землями:

  • передавать земли в частную собственность;
  • сдавать земельные участки в аренду;
  • другое.

Муниципальная собственность возникает, если:

  1. муниципалитет получил наделы на землю из федерального или регионального фонда Российской Федерации;
  2. государство закупило земли;
  3. при отказе частных собственников от наделов;
  4. в случае если муниципалитет получил земли под реализацию социальных программ.

Объекты и субъекты

Объектами в данном случае выступают земельные участки (наделы), которые находятся в территориальных пределах местных властей.

Какие земли могут быть муниципальными? Это:

  1. земли, которые находятся в пользовании частных и государственных организаций;
  2. земли, которые являются общей собственностью предприятий или учреждений.

Субъектами, в свою очередь, могут быть:

  1. главы муниципалитетов;
  2. органы власти;
  3. подразделения городской администрации;
  4. унитарные предприятия;
  5. частные предприятия.

Важно отметить, что муниципалитет в основном пользуется такими типами земель, как:

  • земли, на которых проживают граждане Российской Федерации;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • промышленные земли;
  • земельные участки, которые носят характер оборонного или стратегического назначения.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Что собой представляет процедура разграничения муниципальной собственности? Под понятием разграничения имеется в виду, что земли делятся на федеральную, региональную, муниципальную собственности.

Данная процедура происходит путём принятия властями постановлений о разграничении земельных участков, а также федеральных законов об изменении границ субъектов федерации.

Право муниципальной собственности может приниматься как на федеральном уровне, так и на региональном.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (812) 603-71-55
(Санкт-Петербург)

8 (800) 302-33-75
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Как разграничивают муниципальные земли?

В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:

  1. поселениям в городах;
  2. по округам;
  3. по районам муниципалитета;
  4. по пригороду;
  5. префектурами;
  6. другое.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Муниципальный участок может быть создан на основе земель, которые находились в муниципальной собственности местных органов властей и быть образован в следующих случаях:

  1. если участок был предоставлен садоводческому или дачному товариществу;
  2. если участок переходит в право собственности физическому или юридическому лицу;
  3. если участок переходит к предприятию, которое вместе с местными властями занимается развитием территории;
  4. если участок выделяется под застройку жилого дома;
  5. если участок выделяется для застройку муниципального учреждения;
  6. если участок переходит под застройку линейных объектов.

Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

Дом на муниципальной земле

Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.

Аренда муниципальной земли

Согласно законодательству Российской Федерации муниципальный земельный участок можно арендовать на условиях платного и бесплатного, срочного и бессрочного пользования.

Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.

Как происходит передача земельного участка из муниципальной собственности в частную

Для того чтобы получить муниципальную землю в частную собственность необходимо выполнить ряд следующих процедур:

  1. подать заявление в комитет о предоставлении земли;
  2. получить положительный ответ от земельного комитета;
  3. заказать межевые работы по выделению данного участка земли;
  4. заказать кадастровый паспорт в Кадастровой палате и, соответственно, предоставить им межевой план;
  5. утвердить участок в местной администрации.

Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок

Для того чтобы установить кому принадлежит земельный участок можно обратиться в следующие органы властей:

  1. Кадастровая палата – по кадастровому номеру определят владельца. Самый быстрый способ.
  2. Федеральная регистрационная служба – в ней есть все данные о сделках, которые были проведены с данным участком земли.
  3. Росреестр –можно получить выписку со сведениями о владельце земли.
  4. Администрация муниципального образования.
  5. Налоговая.

Также всю информацию можно получить через Многофункциональный центр.

Как узнать государству или муниципалитету принадлежит неразграниченная территория

1. Как узнать кому принадлежит участок который я хочу образовать из неразграниченной территории — государству или муниципалитету? От этого будет зависеть стоимость аренды этого участка.

2. И можно ли запросить у администрации муниципалитета список земель, которые находятся на территории их муниципалитета, но принадлежащие государству? Насколько я знаю, они обязаны вести и публиковать реестр только муниципальных участков, а не государственных.

3. И еще такой вариант — если выбирать участок из уже образованных участков, то я знаю что можно запросить платную выписку по конкретному участку из ЕГРН чтобы узнать собственника (муниципалитет или государство). Но это же сколько денег придется потратить чтобы каждый участок так уточнять. Поэтому, есть ли возможность как то скопом все сведения получить обо всех именно ГОСУДАРСТВЕННЫХ участках, не знаю, в администрацию опять же написать или что можно сделать?

4. И уточняющий вопрос: правильно ли я понимаю, что аренда государственных участков стоит 0,6% кадастровой стоимости (для физ лица обычного гражданина), и муниципалитет не может загибать начальную цену на аренду во время аукциона до кадастровой стоимости (и вообще ставить цену какую он захочет — рыночную и т п) даже если этот участок находится на территории муниципалитета?

Добрый день Полина!

1) Чтобы узнать кому принадлежит участок, необходимо запросить выписки из реестра муниципальной собственности, реестра гос. собственности области и реестра фед. собственности РФ. Запросы можно сделать через портал госуслуг или сайты соответствующих структур;

2) Муниципалитет не ведет реестр гос. земель. Чтобы узнать про такие земли необходимо обратиться к специалисту Росреестра, который занимается их учетом (бывшие специалисты Роснедвижимости);

3) статья 62 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает порядок получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Предоставление информации возможно посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. После регистрации на портале Росреестра Вы имеете право оплатив 400 рублей, получать сведения из ЕГРН в количестве 100 штук (по объектно);

4) Распоряжение гос. землями осуществляют гос. органы. Муниципалитет может распоряжаться землями не разграниченными в обороте или принадлежащими ему. Цена участка зависит от многих факторов, в том числе и от его назначения. Предельные цены продажи устанавливаются федеральным законодателем, конкретные цены — органами местного самоуправления.

А по 1 пункту — это бесплатно?
и по 3 — а после использования 100 штук, там дальше еще раз можно 400р заплатить и количество 100 штук обновится? или как

1. На самом деле все земля (и земельный участки) не принадлежащие на праве собственности частным лицам (юридическим и физическим) или публично правовым образованиям (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципалитету) в силу ст. 16 Земельного кодекса РФ находятся в неразграниченной государственной собственности, которой в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжается либо муниципальный район, либо городской округ.

2. Поэтому можно ничего не запрашивать так как в силу вышеприведенного все, что не в собственности субъектов права собственности является государственной собственностью.

3. Если нет записи о государственной регистрации права (можно посмотреть ее наличие в справочной информации Росреестра), то они все считаются находящимися в государственной собственности.

4. Нет. Не так. Арендную плату без торгов устанавливает соответствующий субъект РФ (ч. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ). Везде она своя.

Если же говорить про аукцион, то тут вынужден Вас огорчить. Тут Вы то же не правы

приведу полностью п. 14 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ. В нем все написано

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.

Как узнать что земля в муниципальной собственности или государственная собственность на которую не разграничена

Разграничение государственной собственности на землю – одно из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования.

Вместе с тем отсутствие госрегистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Так, на основании договоров аренды или договоров безвозмездного пользования земельными участками, собственность на которые не разграничена, уполномоченный орган власти/ орган местного самоуправления передает право пользования землей, вовлекая тем самым указанный актив в хозяйственный оборот. В этом случае земельный участок нужно принять к учету на счете 1 103 13 000 «Прочие непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждений»:

Читать еще:  Компенсация за задержку расчета при увольнении
Хозяйственная операцияДебетКредит
Принят к учету вовлекаемый в хозяйственный оборот земельный участок, собственность по которому не разграниченаКРБ 1 103 13 330КДБ 1 401 10 199
Земельный участок по договору передан в возмездное/ безвозмездное пользованиеЗабалансовый счет 25 или 26

Минфин России подчеркивает: при прекращении действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, вовлеченным в хозяйственный оборот, выбытие его с бюджетного учета не происходит (Письмо Минфина России от 23 сентября 2020 г. № 02-07-10/83379).
И если впоследствии будет принято решение о включении этого земельного участка в состав государственной/ муниципальной казны, то по факту регистрации права собственности, в бюджетном учете уполномоченного органа следует провести реклассификацию объекта:

Право собственности на земли населённых пунктов

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Земли населенных пунктов – участки, которые расположены внутри этих населенных пунктов и поселений. Они предназначены для развития и последующей застройки. Земли населенных пунктов могут быть в частной, муниципальной и государственной собственностях.

Частная собственность предполагает, что физическое или юридическое лицо приобрело землю, согласно действующему законодательству. Также они могут в определённом порядке приобретать участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Существует и категория участков, которые по закону нельзя передавать в частную собственность.

В муниципальной собственности находится та земля населенных пунктов, которая является такой с момента образования, признана таковой федеральным законом, была приобретена или безвозмездно передана под нужды органов власти.

Государственные земли населенных пунктов – все участки, которые не находятся ни в частной, ни в муниципальной собственностях.

Права пожизненного наследуемого владения и постоянного пользования

Согласно действующему законодательству, право пожизненного наследования возникает только на те земли населенных пунктов, которые находятся в муниципальной или государственной собственностях. Обладателем такого права может быть лишь физическое лицо. Поводом для отзыва пожизненного владения является:

  • Добровольный отказ землепользователя в порядке, предусмотренном статьей 53 ЗК РФ.
  • Ненадлежащее использование земли.
  • Приобретение этого же участка в частную собственность.

Кроме права пожизненного наследования, принято выделять право постоянного, или бессрочного, пользования. Оно распространяется только на участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственностях. Обычно такие земли предоставляются государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления. Частные лица не могут воспользоваться этим правом. Владение по праву бессрочного пользования должно осуществляться в пределах правовых актов и законов. Такие земли населенных пунктов предназначены для возведения зданий, сооружений и другого типа недвижимости.

Ограничения права собственности

Ограничения прав собственности – все то, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения землей населенных пунктов. Сюда же относится и ограничение оборотоспособности, что указано в статье 27 ЗК РФ. Все ограничения необходимо регистрировать, также нужно выделить, что они передаются при продаже земельного участка от одного владельца к другому. Любые обременения можно обжаловать в судебном порядке. Существуют следующие виды ограничений:

  1. Особые условия по охране окружающей среды.
  2. Особые условия по использованию и хозяйствованию.
  3. Условия по началу и окончанию застройки в отведенные сроки.
  4. Иные условия, которые оговорены в ЗК РФ или Федеральных Законах.

Прекращение права собственности

Право собственности на землю населенного пункта может быть прекращено при отчуждении этого участка собственником другим лицам или же при его отказе от права на этот участок. Право постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения прекращается при самостоятельном отказе владельца от него. Принудительно остановка прав происходит в следующих случаях:

  • Участок используется не по целевому назначению.
  • При использовании участка таким способом, который приводи к значительному ухудшению окружающей среды.
  • При изъятия земли населенного пункта для нужд государства или муниципалитета.
  • При изъятии участка с целью реквизиции.
  • При неустранении последствий земельных нарушений.
  • В случае регулярной неуплаты земельного налога (смотрите статью «Налог на земли населённых пунктов»).
  • При использовании земельного участка с нанесением серьезного ущерба экологической обстановке.
  • При невыполнении мероприятий по восстановлению и улучшению качества земель в случае необходимости.
  • При неиспользовании участка земли населенного пункта в течение трех лет или более того, если иное указано в Федеральном законе.
  • В иных случаях, которые описаны в Федеральном законе.

Принять решение об прекращении права собственности сможет только суд, опираясь на статью 54 ЗК РФ. Также необходимо учитывать положения, которые установлены Федеральными Законами. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд происходит путем выкупа.

КС РФ: если собственность на землю не разграничена, участок нельзя приобрести по давности владения

Стать собственником земельного участка в силу приобретательной давности не получится, если он находится в публичной собственности. Это касается в том числе земли, государственная собственность на которую не разграничена. Даже если участок не стоит на кадастровом учете и пустует, это не значит, что публичный собственник отказался от него. К таким выводам пришел КС РФ в недавнем определении.

В июне 1990 года гражданин Г. получил земельный участок площадью 6 соток под строительство жилого дома. Границы участка не были определены.

Со временем гражданин Г. построил на нем дом и огородил участок большей площади – около 12 соток. В огороженную территорию вошли его собственный участок и земли, находившиеся в муниципальной собственности. На кадастровом учете участок не стоял.

В 2005 году суд признал право собственности на построенный на участке дом за сыном гражданина Г.

Суть пора

Через несколько лет сын гражданина Г. обратился в суд с требованием признать за ним право собственности на весь огороженный участок.

Суды отказали в иске. Они пришли к выводу, что приобрести право собственности по давности владения можно только в отношении земельных участков, которые находятся в частной собственности. Иные земельные участки не следует считать бесхозяйным имуществом, так как такие земли являются либо государственной, либо муниципальной собственностью. Добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным земельным участком с 1990 года недостаточно для признания права собственности в соответствии со ст. 234 ГК РФ, поскольку сам по себе факт владения земельным участком не порождает право собственности на него.

Тогда сын гражданина Г. обратился в КС РФ. Он считал, что абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК РФ противоречит Конституции РФ в той мере, в какой он, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не позволяет приобрести в порядке приобретательной давности земельные участки, относящиеся к собственности муниципального образования.

Позиция ВС РФ

КС РФ не принял жалобу к рассмотрению, однако дал несколько разъяснений.

Одним из условий приобретения права собственности по давности владения имуществом является добросовестность. Добросовестность давностного владельца предполагает, что его владение не было противоправным, было совершено внешне правомерными действиями.

П. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ закрепляют презумпцию государственной собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В условиях такой презумпции и большого количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означают, что публичное образование отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности. Отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Учет земель, собственность на которые не разграничена

  • Бюджетный учет
  • Какими бухгалтерскими записями отразить принятие к учету земельных участков, собственность на которые не разграничена?
  • По какой стоимости учитывать земельные участки, собственность на которые не разграничена?
  • Как отразить передачу земельного участка, собственность на который не разграничена, в возмездное (безвозмездное) пользование?

Земельные участки, не находящиеся в федеральной, муниципальной собственности, а также в собственности субъекта Российской Федерации, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Порядок учета таких объектов в бюджетном учете учреждений госсектора рассмотрим в данной статье.

Бюджетный учет

Порядок учета земельных участков, собственность на которые не разграничена, ранее был разъяснен в Письме Минфина России от 31.08.2015 г. № 02-07-10/49963. В данном письме указано, что до принятия соответствующих федеральных стандартов бухгалтерского учета земельные участки, право собственности на которые не разграничено, могут учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по их кадастровой стоимости.

Однако, Приказом Минфина России от 31.03.2018 г. № 64н были внесены изменения в инструкцию, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), устанавливающую обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов.
Начиная с 2018 года в соответствии с п. 71 Инструкции № 157н земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы».

Какими бухгалтерскими записями отразить принятие к учету земельных участков, собственность на которые не разграничена?

Положения п. 16 инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н (далее — Инструкция №162н), не содержат бухгалтерских записей по принятию к учету земельных участков, собственность на которые не разграничена.

В то же время, согласно с п. 2 Инструкции № 162н финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей указанной Инструкции. Иными словами, финансовый орган или главный распорядитель бюджетных средств имеет право самостоятельно определить необходимую бухгалтерскую запись для принятия к учету земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Такие операции, по нашему мнению, могут отражаться аналогично операциям по получению земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования следующей бухгалтерской записью:
Дебет КРБ 1 103 11 330 Кредит КДБ 1 401 10 189.

По какой стоимости учитывать земельные участки, собственность на которые не разграничена?

В соответствии с п. 71 Инструкции № 157н земельные участки, по которым собственность не разграничена, учитываются по:
их кадастровой стоимости,
при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка — по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета,
при невозможности определения такой стоимости, — в условной оценке, один квадратный метр -1 рубль.

Читать еще:  В ноябре мне восемьдесят сколько прибавят пенсии

В соответствии с п. 80 Инструкции № 157н единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является инвентарный объект. В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции № 157н).

Как отразить передачу земельного участка, собственность на который не разграничена, в возмездное (безвозмездное) пользование?

Согласно п. 16 Инструкции № 162н, внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов, в том числе при предоставлении в аренду, безвозмездное пользование, сервитут, доверительное управление, концессию, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы». Одновременно стоимость переданного земельного участка отражается на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» или 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Статья подготовлена

Росреестра от 13.06.2018 N 14-06114-ГЕ/18 (вместе с Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 «О предоставлении позиции», Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 13 июня 2018 г. N 14-06114-ГЕ/18

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 06.04.2018 N 14-03636-ГЕ/18, Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.05.2018 N Д23и-2745 по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 мая 2018 г. N Д23и-2745

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и в части своей компетенции сообщает.

Департамент недвижимости поддерживает позицию Росреестра, изложенную в обращении, относительно возможности перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, с учетом установленных статьей 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации требований, а также относительно осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые при таком перераспределении земельные участки.

Директор Департамента недвижимости

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 6 апреля 2018 г. N 14-03636-ГЕ/18

В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии поступают обращения территориальных органов Росреестра по вопросу перераспределения земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена.

Основания возникновения права собственности определены в главе 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания возникновения права собственности на земельные участки установлены также в главе III Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК).

В силу пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ):

распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Законом N 137-ФЗ или другими федеральными законами не установлено иное; отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (пункт 1);

исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК.

Пункт 3 статьи 39.27 ЗК устанавливает, что в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

Учитывая изложенное, на наш взгляд, земельное законодательство не содержит запрета на образование земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, государственная собственность на которые разграничена (например, находящихся в муниципальной собственности).

В рассматриваемом случае (когда один из образованных земельных участков остается в неразграниченной государственной собственности), принимая во внимание пункты 9, 10 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в орган регистрации прав, на наш взгляд, должны быть одновременно представлены:

заявление о постановке на государственный кадастровый учет образованных земельных участков (при этом в отношении земельного участка, который остается в неразграниченной государственной собственности, органом регистрации прав в соответствии частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что он образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Законом N 137-ФЗ на распоряжение таким земельным участком);

заявление о государственной регистрации прав на земельный участок, на который возникает соответственно право федеральной собственности собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), просим сообщить о позиции Минэкономразвития России по комментируемому вопросу.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

Читать еще:  Как подщитать льготный стаж по журналу вредности

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся муниципальной собственности, в собственность бесплатно

Электронные

  • Получение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности в собственность бесплатно некоммерческой организацией, созданной гражданами, которой предоставлен земельный участок для садоводства, огородничества
  • Получение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности в собственность бесплатно лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории
  • Получение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности в собственность бесплатно гражданином, работающему по основному месту работы в муниципальных образованиях по специальности, которые установлены законом субъекта Российской Федерации
  • Получение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности в собственность бесплатно религиозной организацией, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения
  • Получение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности в собственность бесплатно отдельными категориями граждан и (или) некоммерческим организациями, созданными гражданами, устанавливаемые федеральным законом
  • Получение земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или находящегося в муниципальной собственности в собственность бесплатно гражданином, которому земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на территории муниципального образования, определенного законом субъекта Российской Федерации

Остальные

Портал государственных и муниципальных услуг Пензенской области

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Одно или несколько обязательных полей не заполнены!
Пожалуйста, для успешной отправки сообщения заполните все обязательные поля.

Hеразграниченная собственность на землю

Вся земля в стране определяется по форме собственности на разграниченную и не разграниченную землю. Разграниченная земля может быть представлена следующими формами собственности:

  • Частная;
  • Федеральная;
  • Собственность субъектов;
  • Муниципальная.

В любой форме собственности на участки земли, которые являются разграниченными, существуют документы, устанавливающие земельные права.

Это могут быть свидетельства о праве собственности или выписки из единого реестра прав на недвижимость.

Согласно Земельному кодексу РФ, отсутствие правоудостоверяющих документов на землю, не является препятствием для государства на распоряжение такой землей. Земля считается не разграниченной (государственной) до момента формирования участка, обозначения его границ, а также возникновения и регистрации прав на него. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности, определено земельным законодательством.

Федеральный закон от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предусматривает возможность на распоряжение неразграниченной землей муниципальными районами, за исключением городов-федералов (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Неразграниченной землей в таких городах распоряжаются непосредственно органы исполнительной власти (министерства).

Общая площадь территории нашей страны составляет 1,7 млрд гектаров, из них почти 1,1 млрд гектаров относятся к неразграниченным землям. Несомненно, основная часть земель населенных пунктов уже разграничена и отнесена к одной из форм собственности. Основной объем неразграниченных земель составляют земли сельскохозяйственного назначения. После проведенной в 90х годах реформы земельных отношений, огромное количество гектаров сельскохозяйственных угодий было передано в коллективную собственность.

Колхозы и совхозы распределяли по несколько гектаров земли на каждого работника, составлялись списки дольщиков, выдавались свидетельства о праве на земельный пай.

Несмотря на фактическое отсутствие собственника такой земли, участок из неразграниченных земель вполне можно приобрести в собственность. Предоставлением таких участков занимаются администрации муниципальных районов (по поселениям) и городских округов (по городам).

Соглашение о сервитуте земельного участка – то что вам нужно!

Где можно приватизировать земельный участок вы узнаете в статье на нашем сайте.

Для физических лиц налоговая нагрузка имеет свои особенности. В материале вы узнает о налоге на землю.

Если земельный участок отсутствует на публичной кадастровой карте как участок с определенными границами, почти 90% вероятности, что он относится к неразграниченным государством землям.

Порядок приобретения земельного участка, госсобственность на который не разграничена:

  • Образование участка земли. Для образования земельного участка производятся землеустроительные работы, межевание, постановка на кадастровый учет. Другими словами, участок должен получить определенные границы, обозначенные в натуре. Такие услуги предоставляют кадастровые инженеры, они же осуществляют постановку на учет. После обмера предполагаемого участка, кадастровый инженер готовит схему расположения, которую необходимо утвердить в уполномоченном органе (местной администрации). По заявлению заинтересованного лица, в двухнедельный срок, такая схема утверждается решением администрации.
  • Кадастровый учет участка земли. Утвержденная схема, решение и специальный файл в XML-формате (изготавливается кадастровым инженером) направляются в Росреестр для осуществления учета в кадастре недвижимости. По итогу выполненной работы заявитель получает кадастровый паспорт на землю, содержащий в себе основные (уникальные) характеристики участка, такие как площадь, местоположение, целевое использование и другие.
  • Обращение за предоставлением земельного участка. Теперь, когда земельный участок имеет границы и паспорт, он может выступать предметом по договору аренды или купли-продажи. В местную администрацию необходимо написать заявление о желании получить земельный участок на выбранном виде права (аренда, собственность). В зависимости от предполагаемого использования земельного надела (строительство дома, коммерческое строительство или сельскохозяйственное использование), земельный участок может быть предоставлен на аукционе или без проведения торгов.

В случае предполагаемого использования земли для личного подсобного хозяйства или строительства жилого дома договор заключается после опубликованного в прессе извещения о возможном предоставлении участка. Если в течении тридцати дней, на данный участок не появятся другие желающие, договор купли-продажи или аренды заключается с заявителем.

Если поступает еще одно или несколько заявлений, проводится аукцион по продаже права аренды или продаже участка, по итогам которого заключается соответствующий договор.

После регистрации возникшего права на участок земли, приобретенного через аукцион или посредством подачи извещения, такой участок становится разграниченным и относится к одной из форм частной собственности.

Как узнать что земля в муниципальной собственности или государственная собственность на которую не разграничена

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу с 1 января 2017 г. ряда положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон). Информационное письмо № 581

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Напомним, что в настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утверждённых правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.

В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.

Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений, у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ).

С уважением,
Юридическая фирма Goltsblat BLP LLP

Russia Law Firm of the Year 2015
Chambers Europe Awards

International Law Firm of the Year 2014 — Europe
The Lawyer European Awards

Chambers Europe Award for Excellence 2014

Информационные письма Goltsblat BLP LLP являются кратким обзором изменений в законодательстве и правоприменительной практике и не должны рассматриваться в качестве правового заключения или консультации.

Контакты

Партнер,
Недвижимость и строительство,
Goltsblat BLP

Партнер,
Недвижимость и строительство,
Goltsblat BLP

Руководитель направления,
Недвижимость и строительство,
Goltsblat BLP

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector