" "
Severven.ru

Север Вен
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как начисляет одн на воду и стоки водоканал управляющей компании

Кто начисляет одн на воду и стоки управляющая компания или водоканал

Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет

Простой пример: общедомовой счетчик показал потребление 4 000 м³ воды за отчетный период. Сумма показаний с индивидуальных приборов учета составила 3 800 м³. Полученная разница в 200 м³ — это и есть то количество воды, которое было потрачено на содержание и обслуживание общедомовых территорий — на влажную уборку в подъезде, полив клумб на территории и т.д.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Общедомовые нужды — вода

В многоквартирные жилые дома «приходят» коммунальные ресурсы, часть которых направляется в квартиры жильцов, а остальные расходуются на сам дом и общедомовое имущество, что называется ОДН в ЖКХ. В правительственном постановлении под номером 354 говориться о том, что каждый владелец квартиры должен оплачивать и потребляемые им и идущие на весь дом услуги, для чего используются формулы подсчета, о которых будет рассказано дальше в этой статье.

Значение Nодн это норматив и по коммунальным услугам для льготников и тех, кто не имеет льготы по водоснабжению. Цифра 0,09 представляет собой расход водных ресурсов из расчета на 1 жильца, а значение К показывает число жильцов всего дома. Под параметром Sои понимается общее значение площади всех помещений в доме.

ОДН обанкротит управляющие компании

По словам депутата Челябинской гордумы, члена совета по ЖКХ А. Воложанина, несмотря на то что с 1 января 2020 г. в регионе утвержден норматив платы за ОДН по воде, коммунальщики продолжают начислять ее (плату. – Прим. авт.) по-старому. Так, к примеру, по нормативу А. Хоменко за свою двушку должен платить в месяц 1,9 руб., а ему начисляют 47 руб.

Ранее наш сайт уже сообщал о знаковом решении областного суда по вопросу законности начисления платы за ОДН, но только для конкретного человека. В марте УК «Заречье» обязали вернуть деньги пенсионеру Александру Хоменко. Последний доказал, что с 1 июня 2013 по январь 2020 года, когда Единый тарифный орган принял норматив потребления, деньги за общедомовое потребление воды с него брали незаконно.

Установка счётчиков воды, их замена и поверка

Установленный «абзацами вторым» и «третьим» настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с «формулами 11» — «14» приложения N 2 к настоящим Правилам.

Администрация сайта:
Обидно, что никто не удивляется, услышав, что в Челябинске (и не только!) не выполняются постановления Правительства. И что ещё обиднее — мы не можем, не кривя душой, дать какой-то совет. Легко сказать, например, «идите в суд». Но охотно верится в то, что Вы написали про местечковые суды. Увы.

Счета за ОДН по холодной воде превышают индивидуальное потребление

Жителям же домов, где квартиры сдаются в аренду, не повезло: огромные счета за ОДН им гарантированы. Даже тем кто поставил индивидуальные счетчики приходится платить и за себя и за «того парня». На портал ЖКХприм в раздел «Онлайн-консультации» все чаще приходят вопросы: как снизить ОДН и не переплачивать за тех, кто способствует перерасходу воды на доме?

Подтверждают это и цифры. Так, например, в гостинке на улице Снеговая, 127 после установки общедомовых счетчиков, зафиксировано снижение потребления на 7%. Это связано с тем, что гостинка расположена в непривлекательном для квартиросъемщиков районе, а значит и «резиновых» квартир в доме просто нет.

Кто начисляет одн на воду и стоки управляющая компания или водоканал

1. Перед установкой прибора учета (для вновь устанавливаемого узла учета) необходимо обратиться в «Центр по работе с абонентами» ОАО «Нижегородский Водоканал» по адресу: ул. Политбойцов, 21а с заявкой и приложением к ней сведений, необходимых для выдачи технических условий для проектирования узла учета (перечень сведений указан в приложении к заявке).

Домоуправляющая компания Вашего района обязана направлять в адрес ООО «Центр – СБК» сведения о введенных в эксплуатацию индивидуальных приборах учета холодного водоснабжения (ИПУ ХВС). Если по Вашему адресу производятся начисления за услуги «холодное водоснабжение» и «водоотведение» не по показаниям ИПУ ХВС, а по нормативу, Вы можете обратиться в Домоуправляющую компанию Вашего района с приложением акта ввода в эксплуатацию ИПУ ХВС. При необходимости может быть произведен перерасчет. В дальнейшем по Вашему лицевому счету будут внесены изменения в начисление платы за указанные услуги исходя из предоставленных сведений о показаниях ИПУ ХВС.

УК законодательно запретили завышать общедомовые платежи

Чтобы избежать лишних трат, коммунальщики стали передавать право выставлять платежи за потребленные ресурсы соответствующим организациям. В результате общедомовые расходы распределялись по всем жильцам — общее правило не взимать плату выше норматива не действовало, ведь плату начисляли не УК, а водоканал, отопительные компании, энергосбыт. Теперь же такая возможность для УК перекрыта постановлением.

Отметим, что у жильца есть право самостоятельно проверить, насколько справедлива начисленная ему плата за ОДН. Для этого он должен обратиться либо в УК (которая по законодательству должна предоставить ему соответствующий расчет и обоснование этих расходов), либо в Жилинспекцию Самарской области (телефон 200-14-11).

Кто начисляет одн на воду и стоки управляющая компания или водоканал

С 1 апреля 2011 года МУП «Водоканал» (собственник — администрация Краснокамска) начал заключать договора с жителями города напрямую, минуя управляющие организации и ТСЖ. На самом деле, как следует из проверки Контрольно-счетной палаты, менее 10% абонентов-жителей заключили такие договора. То есть, «Водоканал» получает от потребителей деньги за услуги водоснабжения и водоотведения на свой расчетный счет не совсем законно.

Уважаемые жители домов по адресу ул. Калинина 17, ул. К. Либкнехта 4 а, 4 б, ул. Комарова 4 а, 14, пер. Гознаковский 2, 4! В конце прошлого года вы получили квитанции белого цвета от МУП «Водоканал» с доначислениями по коммунальным услугам (водоснабжения и водоотведения) за период с сентября 2012 года по июль 2013 года за общедомовые нужды.

Мироновский Центр помог жителям Алтайского края вернуть 19 тысяч за ОДН на воду 581

– Мое поколение не привыкло добиваться своих прав, писать жалобы, но жизнь заставила. Сама не умею – пришла в Центр справедливости. Возмутило, что за месяц у меня уходит 1 кубометр воды, а за общедомовую в квитанции указано больше четырех! – рассказала специалистам мироновского Центра пенсионерка.

То есть, если по недосмотру управляющей компании из-за протечки или по иным причинам происходит расход воды больший, чем положено по региональному нормативу, ЖЭК обязан эти недоимки покрывать своими средствами, не залезая в карман к жильцам. Это толкает одних управленцев к оптимизации своей работы, а других к придумыванию схем ухода от лишних трат, как это и случилось с УК «Тепловые сети».

Кто начисляет одн на воду и стоки управляющая компания или водоканал

*** — За внутридомовые утечки несет ответственность управляющая компания, если таковая имеется у дома, или жильцы, если управляющей компании нет и дом находится на прямом расчете с «Водоканалом». За правильность показаний индивидуальных приборов учета воды несет ответственность только собственник. Раз в три месяца организация, с которой у дома заключен договор на оказание жилищно-коммунальных услуг (т.е. или «Водоканал», или управляющая компании) имеет право проверять правильность показаний счетчиков. Деятельность же по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды также осуществляет та организация, которая предоставляет услуги холодного водоснабжения и/или водоотведения: МУП «Водоканал», управляющая организация, ТСЖ, ЖСК. Установка приборов учета может осуществляться абонентами самостоятельно либо по договору с организацией, выполняющей данный вид работ. При вводе в эксплуатацию прибора учета опломбировку производит организация, предоставляющую услуги холодного водоснабжения и/или водоотведения.

*** — А из чего в реальности складываются эти внушительные объёмы ОДН? Создается впечатление, что название «общедомовые нужды» — лишь ширма, за которой прячутся другие статьи расхода воды, потому что во многих домах даже нет общего хозяйственного крана, из которого могла бы отбираться вода на эти ОДН.

Что такое ОДН по водоотведению и откуда они берутся?

Уже после 15-го ноября липчане начнут получать новые платёжки от ЛГЭК с графой «Водоотведение ОДН». Липецкая городская энергетическая компания с октября этого года возобновляет начисление платы за ОДН по канализованию. Почему было принято такое решение, а также из чего складываются и как рассчитываются ОДН по водоотведению? На эти вопросы отвечает директор по сбыту ОАО «ЛГЭК» Анна Полянская.

— Анна Николаевна, ЛГЭК раньше начисляла ОДН по водоотведению. Почему в июне 2013 года было принято решение о приостановлении этих начислений?

С июня 2013 вступили в силу изменения в 306 Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и 354 Правила предоставления коммунальных услуги гражданам, которые не позволяли однозначно и четко толковать порядок расчета размера платы за водоотведение. Изменения касались исключения норматива на общедомовые нужды по водоотведению, однако было оставлено понятие по общедомовым нуждам по водоотведению. Возникло двоякое понимание, в связи с чем нашей компанией, совместно с администрацией города Липецка, было принято решение до получения разъяснений не производить начисление платы за данную услугу.

— Почему ЛГЭК решила вернуться к этим начислениям, с чем это связано?

В настоящее время сложилась многочисленная судебная практика по вопросу начисления на ОДН по водоотведению — свою позицию высказал Верховный суд РФ, Министерство строительства и ЖКХ России. Далеко ходить не надо — например, город Грязи Липецкой области подтвердил свою позицию по законности начисления платы за водоотведение на ОДН не только в Грязинском городском суде, а также при обжаловании в Липецком областном суде, которые признали действия водоканала полностью законными. Кроме того, Арбитражный суд Центрального округа при обжаловании предписания Жилищной инспекции Липецкой области также признал действия Грязинского водоканала по начислению платы за водоотведение на ОДН законными. Таким образом, сложилось однозначное толкование порядка формирования платы за водоотведение, которой и будет руководствоваться ЛГЭК при начислении платы за водоотведение на ОДН.

— На основании чего будут производиться начисления ОДН по водоотведению, есть ли соответствующие правовые документы?

Правовая оценка представлена в судебных решениях. Это, в первую очередь, Жилищный кодекс РФ, Правила оказания коммунальных услуг, Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении, Правила содержания общего имущества и т.д. Более подробно с данными документами, а также со сложившейся судебной практикой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Население» — «Правовое обеспечение».

— Откуда вообще возникают ОДН по водоотведению, из чего они складываются?

ОДН по водоотведению напрямую связаны с величиной общедомовых нужд по холодной, горячей воде. Стоит задуматься над вопросом, а куда же девается вода, поставленная в жилой дом. Объем воды, потребленный домом, сливается в централизованную канализационную сеть. Косвенно это можно видеть по объему очищенных сточных вод. Мало кто знает, что Липецкие очистные сооружения оснащены приборами учета, которые фиксируют объем стоков всего города. Их показания с июня 2013 года значительно превышают объем водоотведения, предъявляемый ОАО «ЛГЭК» своим абонентам-потребителям.

При ответственном выполнении всеми собственниками помещений многоквартирного жилого дома возложенных на них обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РФ, а именно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг, распределение на общедомовые нужды минимизируется, либо сводится к нулю, за исключением случаев прямых потерь энергоресурсов во внутридомовых инженерных сетях, которые должны быть исключены своевременными и качественными действиями управляющих компаний.

— Есть ли на сегодняшний день в Липецке дома, оснащенные общедомовыми приборами учета (ОДПУ) сточных вод и как в этом случае производится расчет ОДН?

Таких домов в городе Липецке нет. Более того, случаи установки приборов учета сточных вод в многоквартирных домах в других городах РФ нам не известны.

— Если в многоквартирном жилом доме нет ОДПУ сточных вод, то как тогда рассчитывается величина ОДН по водоотведению?

Независимо от того, оборудован дом общедомовыми приборами учета или нет, объем сточных вод будет определяться как сумма объемов холодной и горячей воды на общедомовые нужды.

— На какую сумму в среднем вырастет ежемесячный платёж потребителей за канализование с учетом ОДН?

Данную величину может просчитать каждый собственник жилого помещения. Для этого необходимо сложить весь объем воды, предъявленный ему к оплате на общедомовые нужды и применить тариф на водоотведение, который в настоящее время составляет 16,79 руб.

— Учитывая, что больше года ЛГЭК не производила начислений ОДН по водоотведению, ждать ли липчанам доначислений, ведь это немалые суммы, которые не всем жителям по плечу?

В настоящее время расчет величины, подлежащей корректировки еще не произведен. Однако стоит отметить, что решение о проведении такого доначисления пока не принято.

— Грязинский водоканал не прекращал формировать плату за водоотведение, исходя из объемов холодной и горячей воды, поставленной им в многоквартирные дома. И свое право по начислению ОДН за канализование он отстоял в судах. А есть ли еще подобные примеры в других городах России?

Как уже сказано выше, Верховный суд дал однозначную оценку по данному вопросу, в связи с чем судебную практику можно считать сформированной.

Что такое водоотведение в коммунальных платежах и как его оплачивать?

Жильцы многоквартирных домов ежемесячно получают квитанции с расчетом потребленных коммунальных услуг. Среди них есть не только количество кубометров воды, которая была израсходована по счетчикам или тарифу, но и водоотведение. Что это значит и сколько стоит такая услуга? Каждый желает знать, за что платит. Давайте разберемся в важности и нужности этой графы в платежках.

Закон

Основным нормативным документом в части водоснабжения и водоотведения домов является Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ . Он регламентирует порядок оказания услуги населению и организациям соответствующими компаниями.

Указанным законом регулируются следующие принципы и цели в рамках подачи воды и ее отведения:

  • полномочия органов власти всех уровней в данном вопросе;
  • порядок снабжения горячей и холодной водой и ее отведения;
  • обеспечение и контроль за качеством подаваемой воды;
  • принципы сохранения окружающей среды в этой сфере деятельности;
  • регулирование вопроса применения тарифов.

Порядок, которым коммунальные службы руководствуются при оказании услуг населению, прописан в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года. В нем же определены услуги по снабжению и отведению воды в многоквартирные и частные дома.

Водоотведение — что это такое в квитанции?

Сейчас многие следят за своими расходами по коммунальным платежам, ориентируются в расчетах и понятиях. Уточним, что в квитанциях означают строки, связанные с таким важным для нас ресурсом, как вода. Потребление его каждым из нас разделяется на два понятия:

  1. Водоснабжение. Это та вода, которая подается поставщиком коммунального ресурса в системы многоквартирного дома, она бежит из наших кранов. Согласно нормативному документу, должна быть обеспечена круглосуточная бесперебойная подача, как холодной, так и горячей воды надлежащего качества. Это значит, что из кранов в жилом помещении должна бежать очищенная вода, соответствующая нормативам. Температура горячего водоснабжения также установлена нормами и должна подаваться не ниже их значений (нагрев воды выделяется в квитанции отдельной строкой).
  2. Водоотведение. Поступившая вода используется, а затем транспортируется по системе канализации. В законе дано понятие этому процессу, который включает в себя прием сточных вод, передача по централизованным системам водоотведения на очистные сооружения и последующая их очистка (п. 2 ст. 2 Закона № 416-ФЗ).

Водоотведение и канализация — это одно и тоже?

Не все знают, что водоотведение и канализация это разные понятия! Те собственники жилья которые не платят за водоотведения поступают не законно, полагая что это одно и тоже. Разберемся так ли это.

Из чего складывается водоотведение?

Отведение воды, использованной для нужд многоквартирных и частных домов, является важным мероприятием, состоящим из:

  • отвода бытовых стоков из жилых и нежилых помещений по централизованным канализационным сетям, который должен осуществляться в круглосуточном режиме;
  • транспортировки стоков к очистным сооружениям;
  • прохождения через систему очистки и обеззараживания с последующим использованием в технических целях или спуском в природные водоемы.

Вывод: Водоотведением из дома выводятся все нечистоты, затем они очищаются, а только потом собираются в канализации и транспортируются. Чтобы все системы работали качественно и бесперебойно, необходимо постоянное поддержание их в нормальном рабочем состоянии. А это требует определенных финансовых затрат, которые покрываются за счет потребителей ресурса.

Читать еще:  Если переплатила пенсию по вине пенсионного фонда смерть иждевенца могут ли удержать

Как оплачивается?

Многие многоквартирные дома обслуживаются управляющими компаниями, которые заключают соглашение с поставщиками услуги по водоснабжению и водоотведению. Поэтому рассчитывают плату за них по каждой конкретной квартире и выставляют сумму в квитанции. Владельцы частных домов самостоятельно заключают договора с ресурсоснабжающей организацией, если дом подключен к централизованным сетям водоснабжения и канализации.

Плату за услуги начисляют управляющей компанией ежемесячно. Она зависит от количества потребленной воды по счетчику или, в случае отсутствия счетчика, по нормативу. Для расчета берется объем холодной и горячей воды. В канализацию должно уйти то же количество кубометров.

Примеры расчета

Во многих квартирах и частных домах уже установлены приборы учета потребляемых ресурсов. Поэтому отправной точкой для расчета потребленной воды, которая должна быть отведена, являются показания водосчетчиков.

ВОДООТВЕДЕНИЕ = (ГВС + ХВС) × ТАРИФ

Поскольку плата за горячее водоснабжение складывается из потребленного объема холодной воды и ее нагрева, в квитанциях можно увидеть такие строки, как:

  • холодное водоснабжение — количество кубометров ХВС по прибору учета;
  • нагрев воды — только того объема ГВС (м 3 ), который снят с показания счетчика (ИПУ).
  • ХВС — 10 кубометров;
  • ГВС — 3 кубометра.

Всего потреблено было 13 кубометров воды, которые и подлежали отведению. Тариф на эти цели установлен 25 рублей в квитанции:

(10 + 3) × 25 = 325 рублей.

Следует обращать внимание на совпадение потребленного и отведенного объема. Если замечена разница, необходимо обратиться в управляющую компанию за уточнением, почему это произошло.

Водоотведение на ОДН в 2021 году

Жители многоквартирных домов обязаны оплачивать также такую графу расходов, как общедомовые нужды. Если в доме установлен коллективный прибор учета по водоотведению, то легко замерить разницу по его показаниям и отводу воды от квартир, поданных по приборам индивидуального учета.

Если такое отклонение присутствует, то это и будет ОДН. Нужды распределяются на каждую квартиру пропорционально ее площади в общем объеме помещений дома.

Если прибор, который учитывает конкретно отведение воды, в многоквартирном доме не установлен, то ОДН по этой позиции жильцы оплачивать не обязаны. Это связано с тем, что нормативы здесь не установлены, поэтому и не существует порядка расчета.

Что делать, если нет счетчика?

Самым простым и экономичным способом учета потребленной воды является использование индивидуальных приборов. Но еще не во всех жилых помещениях или частных домовладениях они установлены. Для таких жильцов применяются утвержденные нормативы потребления, по которым производится расчет и водоотведения. Они закреплены нормативными актами местных органов власти. Эти нормативы намного превышают те цифры, которые отражают реальные объемы использованного ресурса.

Чтобы знать, сколько выставить в квитанции по данному ресурсу, берутся следующие критерии:

  • количество лиц, проживающих на данной жилплощади;
  • средний норматив потребления воды в кубометрах на каждого человека;
  • установленный местными властями тариф за 1 кубометр водоотведения.

Перемножив все три показателя получается та сумма, которая и будет отражена в квитанции за коммунальные услуги по данной позиции.

Нормативы постоянно пересматриваются в сторону увеличения, что стимулирует население устанавливать индивидуальные счетчики.

Тарифы

Законодательно определено, что тарифы на водоотведение и водоснабжение устанавливаются органами местного самоуправления на календарный год.

Их величина зависит от ряда критериев:

  • насколько изношена канализационная система с планированием ее частичной модернизации или текущих ремонтов;
  • состояния сооружений для очистки сточных вод;
  • иных факторов, связанных с наличием обслуживающего персонала и аварийных бригад.

Нормативные величины тарифов находятся в свободном доступе, и уточнить их можно в местной администрации или управляющей компании. Утверждаются для жильцов квартир, где счетчики отсутствуют.

Например тарифы в 2021 году без НДС, составили:

Видео: Кто, за что платит за ЖКУ!

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды

Что стряслось?

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

Считать нужно так:

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Обратитесь в управляющую компанию. Она может выступить с инициативой о пересчете нормативов. УК , ТСЖ и жилищные кооперативы имеют такое право по закону.

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход — за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Водоотведение в целях СОИ

Казалось бы, остались в прошлом споры о порядке расчета «водоотведения на ОДН», всколыхнувшие всю страну. 1 июня 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья/недвижимости, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), в том числе – введен в действие подпункт «в(4)» пункта 21, устанавливающий, что объем сточных вод, отводимых от многоквартирного дома (далее – МКД), при отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) водоотведения определяется как сумма объемов горячего и холодного водоснабжения, поданных в указанный МКД. И вроде бы порядок расчета «водоотведения на содержание общего имущества» (далее – «водоотведение на СОИ») теперь окончательно определился, однако проблемы с этим коммунальным ресурсом по-прежнему существуют.

Нулевой норматив и его последствия

Органы госвласти ряда субъектов РФ по какой-то причине не посчитали нужным утверждать нормативы потребления такого коммунального ресурса как «водоотведение на СОИ». В таких регионах указанный норматив считается равным нулю, в связи с чем в случае отсутствия ОПУ водоотведения (а в подавляющем числе МКД в России такие ОПУ отсутствуют) предъявление потребителям к оплате «водоотведения на СОИ» неправомерно.

Очевидно, что если руководствоваться формулой, утвержденной подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения), учитывая наличие таких составляющих «содержания жилья», как «горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ГВС на СОИ) и «холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества» (далее – ХВС на СОИ), то в составе общего объема водоотведения МКД появляется такая составляющая как «водоотведение на СОИ» (объем рассчитывается как сумма ГВС на СОИ и ХВС на СОИ).

При нулевом нормативе потребления указанная услуга не может предъявляться к оплате собственникам помещений. При этом в случае отсутствия ОПУ водоотведения, собственники не могут на общем собрании принимать предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на «водоотведение на СОИ» исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОПУ, поскольку ОПУ водоотведения в МКД нет.

Если исполнитель УО/ТСЖ/ЖСК

УО/ТСЖ/ЖСК, предоставляющие потребителям в МКД коммунальную услугу «отведение сточных вод» (указанную услугу корректно также называть «водоотведение»), в соответствии с Правилами 124 обязаны оплатить в соответствующую РСО коммунальный ресурс, приобретаемый с целью оказания коммунальной услуги по водоотведению.

При отсутствии в доме ОПУ водоотведения и наличии ОПУ ГВС и ХВС объем указанного коммунального ресурса определяется в соответствии с подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124 (объем водоотведения всего МКД равен сумме объемов горячего и холодного водоснабжения).

В такой ситуации, как указано ранее, при наличии таких составляющих «содержания жилья», как ГВС на СОИ и ХВС на СОИ, возникает некий объем «водоотведения на СОИ», фактическую стоимость которого нельзя предъявлять к оплате собственникам помещений.

Если органы госвласти субъекта утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», то УО/ТСЖ/ЖСК имеет право предъявлять указанный коммунальный ресурс к оплате потребителям в объеме утвержденного норматива потребления. Сверхнормативное потребление УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплачивать в РСО за свой счет, то есть стоимость такого сверхнормативного объема – это убыток УО/ТСЖ/ЖСК.

Если же в регионе не утвержден норматив потребления «водоотведения на СОИ» (то есть, норматив равен нулю), УО/ТСЖ/ЖСК обязаны оплатить в РСО весь объем указанного коммунального ресурса за свой счет.

В таком случае представляется верным обжалование в суд бездействия органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые не утвердили норматив потребления «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам УО/ТСЖ/ЖСК (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета соответствующих убытков на оплату «водоотведения на СОИ».

Кроме того, УО/ТСЖ/ЖСК могут инициировать общее собрание собственников помещений (далее – ОСС), предусмотрев в повестке дня вопрос о заключении договора на водоотведение между собственниками помещений МКД и РСО (так называемый «прямой договор»). В случае принятия собственниками решения о заключении договора на водоотведение непосредственно с РСО порядок расчета между РСО и УО/ТСЖ/ЖСК изменится, и формула, предусмотренная подпунктом «в(4)» пункта 21 Правил 124, не будет подлежать применению.

Если исполнитель услуги РСО

В случае, если между собственниками помещений МКД и РСО заключен «прямой договор» предоставления коммунальной услуги по водоотведению (неважно, по чьей инициативе – РСО или ОСС), тогда исполнителем коммунальной услуги по водоотведению является РСО.

В этом случае РСО предъявляет «отведение сточных вод», потребленное в помещениях МКД, к оплате собственникам соответствующих помещений.

Разумеется, кроме коммунальной услуги по водоотведению, предъявляемой к оплате потребителям в МКД, РСО предъявляет к оплате лицу, управляющему таким домом (УО/ТСЖ/ЖСК) стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества (далее – КР СОИ). Порядок расчета объема КР СОИ определяется пунктом 21(1) Правил 124. В случае, если МКД не оборудован ОПУ соответствующего коммунального ресурса, необходимо применять формулу, утвержденную подпунктом «в» пункта 21(1) Правил 124, устанавливающую, что объем КР СОИ, подлежащий оплате от УО/ТСЖ/ЖСК в пользу РСО в случае отсутствия в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, определяется исходя из норматива потребления указанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.

Читать еще:  Какие Документы Нужны Для Получения Собственности На Новостройку

Таким образом, при «прямом договоре» предоставления коммунальной услуги по водоотведению и отсутствию в МКД соответствующего ОПУ, РСО предъявляет к оплате УО/ТСЖ/ЖСК стоимость «водоотведения на СОИ» в объеме, рассчитанном исходя из норматива потребления. Разумеется, в случае, если в субъекте РФ такой норматив не установлен (то есть, равен нулю), РСО не имеет права предъявлять к оплате УО/ТСЖ/ЖСК какой-либо объем «водоотведения на СОИ». В этом случае указанный объем будет являться убытком РСО.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Выводы

В соответствии с действующим законодательством, в случае отсутствия ОПУ водоотведения потребителям в МКД может предъявляться к оплате «водоотведение на СОИ» в объеме норматива потребления указанного коммунального ресурса (если такой норматив не установлен, то есть равен нулю, предъявление «водоотведения на СОИ» к оплате потребителям неправомерно).

Сверхнормативное потребление «водоотведения на СОИ», образующееся в случае отсутствия ОПУ водоотведения и наличия ОПУ ГВС и ХВС, подлежит оплате из средств исполнителя коммунальной услуги по водоотведению: УО/ТСЖ/ЖСК (при «классической» схеме предоставления коммунальной услуги) или РСО (в случае заключения «прямых договоров» отведения сточных вод).

Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет

Сегодня многие жильцы многоквартирных домов задаются вопросом, правомерно ли начисление ОДН за воду, как производится его расчет и нужно ли оплачивать общедомовые нужды.

Содержание

  1. «ХВС ОДН» — расшифровка
  2. Что входит в ОДН по холодной воде
  3. Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде
  4. Как производится расчет ОДН по воде
  5. Как начисляется ОДН за воду

«ХВС ОДН» — расшифровка

Получая ежемесячную квитанцию по оплате, первое, что может смутить — это обилие аббревиатур, непонятных для того, кто только начал вникать в детализацию коммунальных начислений.

«ХВС ОДН» и «ГВС ОДН» — это расход ресурса на общедомовые нужды (ОДН) по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему (ГВС).

Как правило, расход холодного водоснабжения превышает расход горячего. Это происходит за счет того, что именно холодная вода является основной водоснабжения в многоквартирном доме, а горячая получается путем нагревания холодной и поставляется в том объеме, который необходим для получения нужной температуры.

Нагрев происходит при помощи нагревательных аппаратов, которые повышают температуру воды до 60-75°C, после чего домовые насосы подают воду по трубопроводам в квартиры и другие места домового потребления.

За счет того того, что получение горячей воды требует дополнительных ресурсов в виде нагрева и подачи в квартиры, ее стоимость обычно выше, чем стоимость холодного водоснабжения.

Что входит в ОДН по холодной воде

В число ОДН по воде входит расход ресурса, потребляемого на содержание и обслуживание общедомовых территорий дома. К таким территориям относится как внутридомовое пространство (подъезды дома, подсобные помещения, чердаки и подвальные помещения), так и внешняя территория, прилегающая к дому (двор, автостоянка, дополнительные постройки).

Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде

ОДН по воде оплачивается собственниками квартир. Такой регламент прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Таким образом начисление ОДН по воде является совершенно правомерным со стороны управляющей компании.

Как производится расчет ОДН по воде

В отличие от квартир, общедомовые территории не оснащены индивидуальными приборами учета (ИПУ), а потому расход воды на общедомовые нужды фиксируется только общедомовым счетчиком (ОДПУ).

При расчете платы ОДН за воду в многоквартирном доме в первую очередь снимаются показания общедомового счетчика. Он показывает, сколько всего воды было потреблено в рамках дома за отчетный период.

Далее собираются и суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов. Для того, чтобы баланс по дому были сведен корректно, показания ИПУ должны сниматься единовременно.

Обычно на сбор показаний с жильцов отводится несколько дней, но сегодня ручной сбор показаний все чаще уступает место автоматизированному сбору показаний, который делает процесс сбора максимально единовременным, что повышает точность баланса по дому.

В отличие от ручного сбора показаний, где на сбор и обработку всех показаний уходит неделя, автоматизированный сбор показаний позволяет свести данные по дому всего за 15 минут.

После того, как показания ИПУ собраны, их сумма вычитается из показаний общедомового счетчика. Разницу, которая при этом получается, и принято считать расходом на общедомовые нужды.

Простой пример: общедомовой счетчик показал потребление 4 000 м³ воды за отчетный период. Сумма показаний с индивидуальных приборов учета составила 3 800 м³. Полученная разница в 200 м³ — это и есть то количество воды, которое было потрачено на содержание и обслуживание общедомовых территорий — на влажную уборку в подъезде, полив клумб на территории и т.д.

Как начисляется ОДН за воду

Распределение ОДН по воде происходит в соответствии с размером жилплощади, которую занимает собственник.

После того, как становится известен общий объем ОДН, это количество делится на всю жилую площадь в доме, чтобы установить объем ОДН на 1 м² жилого помещения, и далее умножается на площадь квартиры собственника по формуле:

Размер оплаты за ОДН рассчитывается по нормативам и тарифам, которые утверждены городским или региональным правительством.

На практике существует около десятка причин, приводящих к высокому ОДН. Их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» уже в первые недели после установки позволяет разобраться с основными причинами и наладить точную систему поквартирного учета воды в многоквартирном доме.

Хотите снизить ОДН
в многоквартирном доме?

Водоотведение в квитанции — что это и как считать?

Жители МКД во многих российских регионах столкнулись с такой проблемой, как появление в квитанциях ЖКХ графы «Плата за водоотведение на ОДН». Этот термин включает в себя как сброс в канализацию воды, использованной жильцами, так и другие услуги водопотребления. Но далеко не все знают, в каких случаях взимается этот платеж, как он рассчитывается и кому жаловаться на его незаконное взимание.

Плата за водоотведение в многоквартирном доме: особенности начисления

С начала 2017 года услуги общедомового назначения были переведены из категории коммунальных в категорию услуг по содержанию общего имущества (ч.9.1 ст.156 ЖК РФ). В результате порядок предоставления таких услуг перестал регулироваться Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.

Вместо этого начисления производятся с учетом правил, зафиксированных в Постановлении Правительства № 491 от 13.08.2006 г. В соответствии с этим документом оплачивать водоотведение на ОДН нужно в том случае, если возможность такого отведения предусмотрена конструктивными особенностями МКД.

Это означает, что в здании должен быть предусмотрен отдельный слив в систему, расположенный не в квартирах, а в местах, которыми пользуются все жители. При отсутствии такой конструкции оплачивать услугу собственники не обязаны. Размер платы за ОДН определяется с учетом нормативов, установленных местными властями

К общим нуждам, на которые расходуются водные ресурсы, могут относиться:

  • Технологические потери воды, вызванные особенностями стояков, радиаторов и прочих элементов водопровода.
  • Прочистка систем коммуникации, уборка лестничных пролетов.
  • Сброс ресурса из системы отопления при проведении текущего и капитального ремонта.
  • Опрессовка отопления (плановая или внеплановая).
  • Полив участков, прилегающих к дому (газонов, палисадников).

Размер начислений за водоотведение не может превышать текущие нормативы. Если сумма превысит установленный лимит, разницу будет оплачивать управляющая компания.

Такое правило было введено для того, чтобы мотивировать коммунальщиков вовремя ремонтировать трубы, применять энергосберегающие технологии и, соответственно, снижать расход ресурсов на ОДН. Но поскольку нести такую нагрузку никто не хочет, УК всячески стараются убедить собственников проводить общие собрания и распределять сверхнорматив между собой согласно долям в общей собственности.

Как рассчитывается плата за водоотведение?

Расчет нормативов производится с учетом анализа данных за конкретный период. К примеру, если нужно установить нормативы на будущий год, для расчета берутся данные за прежний год.

Также при определении тарифов учитываются такие факторы, как себестоимость ресурсов, климатические условия конкретной местности, плотность населения, количество жильцов, имеющих право на льготы.

Если в МКД установлен общедомовой прибор учета, в подсчете размера оплаты применяется следующая формула:

Сумма = (ХВС + ГВС) x тарифная ставка

ХВС и ГВС означают количество холодной и горячей воды, израсходованное жильцами в прошлом месяце согласно показаниям счетчиков. Соответствующие сведения передаются до 25 числа каждого месяца посредством отправки по СМС, электронной почте или личного обращения в ЖКХ. В случае задержки передачи данных в расчет берутся средние показания за последние полгода.

При отсутствии в доме ОПУ плата взимается по нормативам, установленным в регионе. На сумму, указанную в квитанции, влияет площадь объекта недвижимости и количество прописанных жильцов.

Можно ли произвести перерасчет за водоотведение?

При определенных обстоятельствах плата за ОДН, в том числе водоотведение, может быть пересмотрена. Обычно такое происходит, когда услуга предоставляется с нарушением санитарных либо технических норм (например, ресурсы поставляются с перебоями).

Важную роль при этом играет наличие вины со стороны УК или поставщика ресурсов. Если проблема возникла вследствие форс-мажорных обстоятельств, добиться перерасчета бывает трудно.

То же самое касается ситуации, когда на жилплощади никто не прописан либо человек, зарегистрированный в квартире, фактически в ней не проживает. В этих случаях оплачивать нужды, которые относятся к общедомовым, все равно придется.

Если же платеж был начислен неправильно из-за ошибки коммунальщиков – компания обязана немедленно произвести перерасчет и вернуть жильцам излишне уплаченные деньги. Кроме того, контролирующие органы могут заставить ее выплатить потребителю штраф в размере 50% суммы превышения

Где обжаловать незаконное взимание платы?

Многие собственники квартир в МКД жалуются на неправильное начисление платы за водоотведение. Если сумма кажется завышенной, в первую очередь стоит обратиться за разъяснениями в УК.

В тех случаях, когда управляющая компания не реагирует на жалобы, ей грозит штраф и вынесение предписания об устранении нарушений. При наличии трех предписаний контролирующие органы могут лишить УК лицензии . Поэтому ряд вопросов при общении с ее представителями решается довольно оперативно.

Также жалобы на необоснованное взимание платы уполномочены рассматривать следующие инстанции:

  1. Организации, поставляющие природные ресурсы.
  2. Территориальные органы прокуратуры.
  3. Государственная жилищная инспекция.

Если коммунальщики не признают ошибку и настаивают на правильности расчетов, собственник имеет право обратиться в районный суд. К исковому заявлению стоит приложить доказательства того, что истец предпринимал меры досудебного урегулирования (копии претензий и ответы на них).

Правильность начисления платы за водоотведение на ОДН вызывает у людей немало вопросов. Ситуация осложняется тем, что законодательство в отношении этой статьи расходов меняется с завидной регулярностью. Так что нарушения здесь действительно встречаются часто, и закрывать на них глаза не стоит. Чем раньше жильцы заметят ошибки и обратятся с претензией, тем легче будет защитить свои права.

Нужен совет специалиста по ЖКХ? Обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта прямо сейчас!

Расчет норматива потребления водоотведения на общедомовые нужды

Понятие общедомовых нужд на водоотведение, их структуру и особенности начисления было введено Постановлением Правительства РФ No354[1]. Из нормативного документа следует, что жильцы МЖД оплачивают помимо своих повседневных бытовых расходов по отведению канализационных стоков и удаление сточных образований, получившихся в результате общей деятельности направленной на поддержание дома в удовлетворительном состоянии. Сумма, предъявляемая к оплате, образовывается расчётным путём с применением норматива водоотведения на общедомовые нужды.

Правовая база применения ОДН по услуге водоотведение

Все ОД расходы обсчитываются на основании формул, разработанных и введённых в действие законом. Далее полученные величины разносятся по квартирным лицевым счетам и всем коммерческим помещениям, выведенным из жилого фонда, но встроенным в жилом доме.

Возникают споры по включению расходов на ОД затратам у жильцов, не имеющих квартирные счётчики. Законодательно произошла отмена норматива на расчёт оплаты за отведение сточных вод, но формально отмена самих расчётов не произведена и существующая формула для подсчёта количества водоотведения всего дома действительна.

Это доказывает судебный прецедент, который вступил в силу Решением Арбитражного суда по делу №А60-65129/2017[2]. Этот юридический документ подтверждает правомерность начисления расходов на ОДР по отведению стоков. Определяющим моментом, по мнению суда, является включение в состав оплаты расходов по ОД затратам на приобретение всех необходимых коммунальных ресурсных составляющих. Также сюда входит и услуга по водоотведению, но с условием наличия в МКД внутренних инженерных коммуникаций, отводящих сточные воды от здания.

Расчёт ОДЗ на водоотведение

Общедомовые расходы по отводу стоков, напрямую связаны с величиной общих нужд по холодному и горячему снабжению воды, так как объём ресурса, полученный для расхода на обслуживание жилого здания, сливается в общую канализационную сеть.

При отсутствии домового прибора учёта, установленного на системе водоснабжения, объём сточных вод рассчитывается по формуле, рекомендованной к применению Постановлением правительства №306[3]. Результатом расчёта является величина, полученная путём умножения регионального тарифа по ОДЗ на общую площадь мест для общего пользования.

VОДЗ = N*S

Где N – региональный тариф по ОДЗ

S – суммарная площадь помещений для общего пользования.

Обновлённое содержание указанного постановления разъясняет состав мест общего пользования. К ним относятся: лестничные клетки с пролётами, общие коридорные, тамбурные и вспомогательные помещения, расположенные вне квартир. Отражение этих помещений в техпаспорте на жилой дом обязательно. Новая редакция исключает из перечня мест общего пользования подвальные и чердачные помещения.

При наличии домового счётчика рассчитываются общие затраты по иному расчёту.

где Vобщая – количество воды, учтённое домовым прибором учёта;

Vводомер – суммарное количество потребления воды по личным квартирным счётчикам;

Vнорматив – суммарная величина затрат, рассчитанная по существующим нормативам в квартирах не оборудованных счётчиками;

Vвычет – индивидуальный вычет.

В этой формуле учитывается величина определённого вычета, который оплачивается по иной коммунальной статье. К этим вычетам относится количество воды, истраченное на промывку внутренней отопительной системы и потери аварийного характера.

Далее, рассчитанное в обоих вариантах количество ОДР, в соответствии с постановлением №354[1] распределяется по каждому потребительскому счету жильцов, включая нежилые объекты, в пропорциональном соотношении к их общей площади.

Рассчитать можно и другие услуги на ОДН:

Нюансы расчёта

Если показатель объема водоотведения имеет отрицательное значение (такое может произойти при наличии общедомового счётчика), то данные затраты поквартирно не начисляются. Жильцам, соответственно, для оплаты не выставляются. Отрицательное значение получается при экономичном отношении граждан, не обеспеченных счётчиками, к потреблению ресурса и расходу его в меньшем количестве, чем положено по нормативу.

При отсутствии водомера на домовых сетях общего назначения может быть только положительным и подлежит распределению между помещениями дома.

С 2014 г. судами различных инстанций принимались решения относительно правомерности порядка начислений расходов ОДН по услуге отведения сточных вод, но однозначного определения вынесено не было и каждая коммунальная служба применяет расчётные формулы по своему усмотрению, но в рамках действующего законодательства.

Общедомовые нужды: позиция Водоканала

– Юлия Валерьевна, считаете ли вы целесообразным ограничение нормативом начислений по коммунальным ресурсам, потребляемых при содержании общего имущества дома?

– С точки зрения ресурсоснабжающей организации (РСО), в частности, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», весь объем коммунального ресурса, поступившего в многоквартирный дом (МКД), должен быть оплачен исполнителем коммунальных услуг (ИКУ). Поэтому, исходя из позиции РСО, норму сложно считать целесообразной. Во-первых, такое ограничение искажает картину общего потребления ресурса в многоквартирном доме – невозможно построить реальный баланс водопотребления дома. Во-вторых, РСО поставляет в МКД определенное количество воды. Часть этой воды не учитывается в расчетах между ИКУ и потребителем. Как следствие – у РСО возникают убытки, так как часть воды, поступившей в дом, не подлежит предъявлению к оплате потребителям, и это приводит в большинстве случаев к возникновению задолженности исполнителя перед РСО.

– Сейчас модно говорить об энергосбережении и энергоэффективности. Способствует ли эта норма повышению энергоэффективности?

– Ограничение нормативом количества ресурса, который используется для содержания общего имущества дома, для оплаты потребителями, имеет обратный эффект. У потребителей отсутствует стимул к оптимизации и снижению потребления коммунального ресурса для содержания общего имущества.

Читать еще:  340 статья бюджета

– Предусмотрены ли законом случаи, когда потребители оплачивают весь ресурс, потраченный на ОДН?

– Да, потребители могут оплачивать полностью объем ресурса, используемого на содержание общего имущества многоквартирного дома, если такое решение принимается на общем собрании собственников помещений. Очевидно, что такое решение имеет ограниченную сферу применения, ведь с точки зрения потребителя при ненадлежащем содержании исполнителем коммунальных услуг общего имущества, ограничение нормативом является оправданным. В результате ущемляются интересы РСО – она не получает полной оплаты за фактически поставленный коммунальный ресурс.

– Согласно Правилам обязательными при заключении управляющей организацией (или ТСЖ, ЖК, иным специализированным потребительским кооперативом) договоров с РСО (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124), к коммунальным ресурсам относятся также сточные воды, отводимые от МКД по коммунальным системам водоотведения, в том числе в целях содержания общего имущества дома. Как организован их учет и каким образом определяется стоимость услуги?

– В МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, объем поставляемого коммунального ресурса определяется на основании показаний этого прибора учета, за вычетом объемов ресурса, который потребляется нежилыми помещениями – если по этим помещениям заключены прямые договоры между РСО и собственниками нежилых помещений. Если МКД не оборудован общедомовым прибором учета (а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию такого прибора учета или истечения срока его эксплуатации), объем коммунального ресурса определяется по специальной формуле (ознакомиться с ней можно в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124). Формула представляет собой сумму слагаемых – объемов коммунального ресурса, каждый из которых определяется за расчетный период в зависимости от способа определения объема коммунального ресурса и наличия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.

В июне 2016 года Постановлением Правительства РФ № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в пункт 21 Правил № 124 были внесены изменения, согласно которым с 01.07.2016 подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 не подлежал применению для определения объемов сточных вод. С этого момента Водоканал руководствуется положениями Правил № 124, а в части, не урегулированной указанными Правилами, – положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения № 644.

Дело в том, что с момента вступления данных изменений не был урегулирован порядок определения объемов водоотведения от многоквартирного дома. Водоканал в этой ситуации при определении объема водоотведения руководствовался нормами законодательства о водоснабжении и водоотведении (статьи 20 Федерального закона и пункта 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод № 776), из положений которых следует, что объем водоотведения принимается равным объему воды, полученной из всех источников водоснабжения. Учитывая, что порядок определения объема поданной в МКД холодной и горячей воды определен Правилами № 124, объем водоотведения принимается равным объему холодного и горячего водоснабжения.

При наличии общедомового прибора учета холодной и (или) горячей воды для определения объема водоотведения принимается объем водоснабжения по показаниям этих приборов. При отсутствии общедомового прибора учета холодной и (или) горячей воды для определения объема водоотведения принимается объем водоснабжения, рассчитанный в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124.

Таким образом, с 01.07.2016 по 31.12.2016 определение объема водоотведения от МКД производилось исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленной в МКД. Данная позиция Водоканала подтверждена письмом Минстроя России (№ 28483-АЧ/04 от 02.09.2016).

С 01.01.2017 в случае, если дом не оборудован общедомовым прибором учета, объем коммунального ресурса (в том числе водоотведения) определяется по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498). Подчеркну, что независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме общедомовых приборов учета холодной и горячей воды и при отсутствии приборов учета сточных вод, объем водоотведения от дома также определяется по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124.

– Однако сегодня петербургские ИКУ не оплачивают водоотведение на ОДН. Почему?

– По законодательству сведения о количестве ресурса, потребленного в доме, включая сведения об объемах сточных вод, предоставляет исполнитель. Он определяет объемы (количество) ресурса (включая сточные воды) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. При этом объем сточных вод от использованной для содержания общего имущества дома горячей и холодной воды не должен превышать норматива, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.2017 в Санкт-Петербурге не установлены нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (согласно требованию федерального законодательства такие нормативы должны быть утверждены не позднее 01.06.2017). До их установления объем сточных вод, использованных для содержания общего имущества дома, принимается равным «0» и в расчете суммарного объема водоотведения дома (по формуле подпункта «в» пункта 21 Правил № 124) не используется (не включается).

При установлении распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества дома расчет будет производиться в соответствии с такими нормативами.

– Вернемся к ресурсосбережению. Несколько лет назад для стимулирования экономии ресурсов был введен повышающий коэффициент для тех, у кого нет приборов учета при наличии технической возможности. Кому сегодня достаются деньги, собираемые по повышающему коэффициенту и в каких случаях он применяется?

– Как прозвучало ранее, отношения между Водоканалом и исполнителями по определению объема коммунального ресурса, поданного в МКД, регулируются Правилами № 124 и иными нормативно-правовыми актами. Постановлением № 603 применение повышающего коэффициента исключено из положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг № 306.

С 01.07.2016 применение повышающего коэффициента предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 – при расчете платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. Таким образом, с 01.07.2016 Водоканал определяет объем коммунального ресурса, поданного в дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, в соответствии с подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124, который предусматривает определение объема, приходящегося на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Отмечу, что с этой же даты распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга №83-р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга» из Распоряжения 97-р исключен «повышенный» норматив. Для определения объема, приходящегося на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, РСО вправе «применять» только норматив потребления коммунальных услуг, установленный без учета повышающего коэффициента. Таким образом, с денежные средства, которые исполнитель получает в связи с начислением потребителям (чьи жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета при наличии технической возможности их установки) повышающего коэффициента, остаются у исполнителя.

Как учитывать водоотведение на ОДН

Управляющие и ресурсоснабжающие организации имеют естественный конфликт интересов в рамках своей деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Задача поставщика энергоресурса – довести ресурса до дома, а задача обслуживающей организации (управляющей компании) – преобразовать ресурс в коммунальную услугу и предоставить услугу жителям. В настоящее время поставщик энергоресурса стремится максимизировать потребленный ресурс, предъявляя в управляющую организацию счета на оплату ресурса с максимально возможными суммами. Чтобы УК могла обоснованно снизить суммы своих платежей за энергоресурсы, а также оспорить объем задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, необходимо отслеживать все изменения законодательства.

Предлагаем статью, подготовленную специалистами Центра дистанционного обучения «АКАТО»:

Предметом одного из серьёзных разногласий между ресурсоснабжающими и управляющими организациями стал порядок расчёта стоимости коммунальной услуги «водоотведение» на общедомовые нужды.

Конечно же, в основном разногласия касаются случаев, когда многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учёта горячего и холодного водоснабжения, но не оборудован специализированным общедомовым прибором учёта коммунальной услуги по водоотведению. А таких домов в РФ – огромное количество.

Попробуем разобраться, какой всё-таки порядок расчёта установлен законодательством.

Необходимо уточнить, что основные разногласия возникают, конечно же, в определении объема потребления коммунальной услуги «водоотведение на ОДН».

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее — ПП 354). В частности, из пп. «в» п.4 Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 с 27.04.2013 из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп. «в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е равен нулю.

Тем не менее, многие РСО полагают, что отсутствие норматива потребления не означает, что платить за водоотведение на ОДН не надо. По их мнению, отмена норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды означает лишь то, что объём потребления услуги надо рассчитывать другим методом.

В качестве аргументов представители таких организаций ссылаются, во-первых, на то, что ПП 354 регулирует отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, т.е. между УО, ТСЖ, ЖСК и собственниками и нанимателями помещений МКД. РСО же поставляет коммунальный ресурс, и Правила предоставления коммунальных услуг на отношения между ресурсоснабжающими организациями и УО, ТСЖ, ЖСК (являющимися исполнителями коммунальных услуг) не распространяются.

Кроме того, ресурсоснабжающие организации ссылаются на Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно п.11 ст.20 которого в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Данный документ вступил в силу с 01.01.2013 и регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).

Руководствуясь вышеописанными положениями законодательства, РСО определяет объем потреблённой коммунальной услуги «водоотведение» для всего дома как сумму показаний ОПУ ГВС и ХВС. В то время как ТСЖ, ЖСК, УО предъявляет жителям к оплате стоимость водоотведения, объём которого рассчитан как сумма показаний ИПУ ГВС и ХВС (по помещениям, оборудованным ИПУ) и нормативов потребления ГВС и ХВС (по помещениям, не оборудованным ИПУ).

Разницей между результатами, полученными этими двумя методами, как раз и является объём водоотведения на ОДН. И по вопросу правомерности взимания стоимости этого объёма с исполнителей коммунальных услуг уже складывается судебная практика, причём довольно-таки противоречивая.

Как же всё-таки правильно рассчитать объём коммунальной услуги «водоотведение» на ОДН?

Начнём с Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ. Действительно, этот закон определяет именно такой порядок расчёта объёма водоотведения на ОДН, на котором настаивают многие РСО. Но ключевой момент – данный порядок установлен для абонентов! Абонентами же (т.е. потребителями услуг) являются собственники помещений! Управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) не является потребителем коммунальных услуг, не является абонентом. УО, ТСЖ, ЖСК – это исполнители коммунальных услуг!

Следовательно, п.11 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ к отношениям между исполнителем коммунальных услуг и поставщиком ресурса неприменим!

Ссылка РСО на то, что ПП 354 не регулирует отношения между РСО и УО, верна. Порядок расчётов между РСО и УО определяется Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124).

Подпункт «в» п.21 Правил №124, определяет формулу, по которой рассчитывается объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета. Формула включает в себя в том числе такую величину, как объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива. В пояснении к формуле указано, что эта величина рассчитывается в соответствии с ПП 354. Таким образом, несмотря на то, что ПП 354 не регулирует взаимоотношения между РСО и УО, Правилами №124 (которое как раз и регулирует эти взаимоотношения) установлено, что расчёт в рассматриваемом нами случае ведётся именно в соответствии с ПП 354.

Пункт 26 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 №776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» подтверждает, что объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрана управляющая организация, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами №124.

Таким образом, из системного толкования рассмотренных норм следует, что объём коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учёта горячего и холодного водоснабжения, но не оборудованных общедомовыми приборами учёта коммунальной услуги по водоотведению, рассчитывается исходя из установленного норматива, в соответствии с ПП 354. А поскольку норматив водоотведения на ОДН не установлен (т.е. равен нулю), и само понятие «водоотведение на ОДН» из ПП 354 исключено, предъявление к оплате стоимости коммунальной услуги «водоотведение на ОДН» неправомерно.

Материал подготовлен руководителем проекта ЖКХ Центра дистанционного обучения «АКАТО» Дмитрием Нифонтовым.

Комментарий эксперта ЦДО «АКАТО» Яндыевой Ольги Евгеньевны: «При наличии в доме общедомовых приборов учёта (ОПУ) ХВС и ГВС и отсутствии ОПУ водоотведения формула Правил № 124 предусматривает расчет между РСО и ТСЖ, УО, ЖСК в следующем виде: показания ОПУ на ХВС и ГВС как потребление воды учитывается в полном объеме (которое расходуется на индивидуальное потребление и на ОДН), а объём водоотведения должен быть равен индивидуальному потреблению «водоотведения» жителями дома».

Водоотведения в местах общего пользования нет, а обязанность его оплачивать — есть

Верховный суд РФ напомнил об обязанности оплачивать водоотведение в целях содержания общедомового имущества.

Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал» и ТСЖ «Некрасовская 57» заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно договору ресурсоснабжающая организация обязалась подавать питьевую воду и принимать сточные воды, а абонент – их оплачивать. Уже позднее предприятие направило ТСЖ проект дополнительного соглашения к договору. Согласно документу в предмет сделки включалось оказание услуг по приему сточных вод. Несмотря на то, что такие услуги уже оказывались, товарищество подписать дополнительное соглашение отказалось. Тогда КГУП выставило счет на оплату оказанных услуг, но денег не получило.

Предприятие потребовало через суд взыскать с ТСЖ задолженность (дело № А51 – 15537/2019)

Товарищество не согласилось с требованиями истца:

  • согласно договору все дополнения являются действительными, когда они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными лицами сторон;
  • ТСЖ не могло акцептовать оферту, так как в местах общего пользования сети канализация отсутствует;
  • имеющаяся система канализации является транзитной и не может быть использована для отведения сточных вод из мест общего пользования.

Все три инстанции удовлетворили иск. Суды исходили из доказанности факта оказания товариществу услуг водоотведения, их объема и стоимости, ненадлежащего исполнения обязанности по их оплате. А поскольку направленный проект не возвращен, суды пришли к выводу, что дополнительное соглашение является заключенным (п. 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644):
«в случае, если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту проектов договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении, такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах».

Вышестоящая инстанция подтвердила обоснованность требований истца

Верховный суд РФ отказал передать кассационную жалобу товарищества для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам (Определение от 21.01.2021 г. № 03-ЭС20 – 22307):
«для предъявления к оплате расходов на отведение сточных вод достаточно, чтобы услуга оказывалась в жилых и нежилых помещениях, и он был оснащен централизованной системой водоотведения (канализации) с подключением к ней жилых и нежилых помещений.
Иными словами, для предъявления к оплате услуги по отведению достаточно, чтобы МКД был оснащен централизованной системой водоотведения (канализации), под которой в силу пункта 28 статьи 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений.
При этом само по себе отсутствие мест общего пользования, оборудованных санитарно-техническим приборами либо водоприемниками, не может являться основанием для отказа в оплате водоотведения».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector