" "
Severven.ru

Север Вен
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для каких целей может осуществлятся образование земельных участков при изъятии

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Право собственности на недвижимость одно из самых защищенных в российском законодательстве. Но и здесь существуют исключения: государство в строго предусмотренных законом случаях может принудительно забрать землю у ее владельца. В каких целях происходит конфискация и в чем состоит процедура изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд?

Основания для изъятия участка

Легальное отчуждение в пользу государств участка земли, который принадлежит владельцу на праве собственности, может осуществляться в таких случаях:

  1. для нужд государства или муниципальных нужд;
  2. при нарушении владельцем норм целевого использования;
  3. ради комплексного развития местности;
  4. произведение реквизиции;
  5. конфискация недвижимости.

В каждом из случаев изъятие возможно на основании решения различных органов. Рассмотрим подробнее от кого может исходить инициатива в этом вопросе.

Государственные изъятие земельных участков

Изъятие на государственные и муниципальные нужды нельзя назвать безвозмездным, поскольку собственнику участка полагается возмещение. Выкуп производится за счет бюджета федерального или территориальных единиц в зависимости от того в чью пользу отчуждается имущество – государства, определенного субъекта РФ или муниципалитета.

Решение об изъятии земельных участков у собственника для государственных нужд принимают органы исполнительной власти государства, субъектов или органы самоуправления.

Перечисленные органы могут делать это не только по собственной инициативе, но и по ходатайству субъектов монополий, пользователей недр, различных учреждений, предприятий и организаций по предписанию Правительства РФ.

Если инициатива поступает от таких субъектов, то именно они обязаны нести расходы, связанные с изъятием участка и выплатой компенсации его хозяину, что позволяет экономить бюджетные средства.

К государственным и местным нуждам относят:

  • выполнение обязательств в соответствии с международными соглашениями, стороной которых является Россия;
  • строительство и реконструкция недвижимых объектов;
  • осуществление работ по изысканию, разработке ресурсов;
  • другая деятельность, указанная в законах.

Сроки, сумма компенсации и список условий отчуждения участка регламентируются соглашением об изъятии.

Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования

Земельный участок может быть предоставлен новому владельцу на специальные цели для ведения деятельности, определенные ст. 7 Земельного кодекса России. Для таких целей определены следующие категории участков:

  • сельскохозяйственные;
  • природной местности, подлежащие особой охране;
  • участки специального назначения, например, промышленного, оборонного, транспортного;
  • участки-поселения;
  • земли с ресурсами воды и леса.

Назначение участка в этом случае предписано в кадастровых и землеустроительных документах, виды и способы его разрешенного пользования определяются Приказом Министерства экономики №540.

Изъятие земельного участка у собственника может проводиться принудительно в связи с неиспользованием. Например, если он был предоставлен для ведения хозяйства или жилищного строительства и в течение 3 лет на нем не были начаты соответствующие работы (культивация, мелиорация, возведение жилья и т.д.). Больший срок для начала работ может устанавливаться только законами РФ.

К причинам для принудительного изъятия относят ситуации, когда использование участка влечет за собой сильный ущерб плодородным объектам или вредит окружающей природе.

Владелец может оспорить решение в том случае, когда докажет наличие обстоятельств, препятствующих целевому использованию, например, стихийных бедствий, природных катаклизмов, вмешательства третьих лиц. Срок действия таких обстоятельств исключается из трехлетнего периода.

Развитие территории

В этом случае возможно лишение права собственности на участок, когда он размещен в границах местности, которая подлежит комплексному развитию на основании специального решения при наличии соглашения с победителем открытых торгов.

Порядок изъятия земельных участков предусматривает такие этапы:

  1. решение принимают органы самоуправления с учетом проектного плана земли и выделения границ;
  2. решение в течение 7 рабочих дней после дня принятия вместе с проектом соглашения взыскания участка отправляют его хозяину для одобрения;
  3. собственник согласовывает документы и начинает выполнять их условия;
  4. в случае несогласия с решением либо проектом или его неодобрения владельцем на протяжении месячного срока включается процедура принудительного взыскания недвижимости в суде.

Если по решению суда одобрено изъятие недвижимых объектов, то через 7 дней после оглашения средства по возмещению стоимости должны быть перечислены на счет собственника земли или отправлены в нотариальный депозит.

Судебное решение в части легитимности изъятия для комплексного развития обжалованию не подлежит. Но размер компенсации оспорить возможно.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция подразумевает принудительное изъятие различных объектов, в том числе и недвижимых, в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, катаклизмами, эпидемиями и другими чрезвычайными опасными событиями, например, предотвращением террористических актов.

Данный вид лишения права собственности на земельный участок является временной мерой, поэтому по окончании действия чрезвычайных обстоятельств он возвращается хозяину.

Если земля пострадает, то возможны:

  • компенсация на расходы по приведению ее в надлежащий вид;
  • выплата суммы в соответствии с рыночной ценой объекта без его возврата во владение;
  • замена участка на другой равноценный.

Конфискация земельного участка

Конфискация является безвозмездным принудительным взысканием земельного участка. Производят ее в связи с привлечением собственника недвижимости к уголовной ответственности и применением соответствующей санкции к обвиняемому.

Такое изъятие участка производится только на основании решения суда, например, обвинительного приговора, а не в административном порядке.

Порядок принятия решения

Этапы изъятия участка на нужды государства следующие:

  • вынесение решения;
  • подготовка соглашения с собственником об изъятии;
  • подписание владельцем соглашения, предложение альтернативных вариантов документа или исковой процесс в отношении владельца в случае несогласия;
  • компенсация изымаемого участка и всех убытков.

Если сведения про изымаемый участок по какой-то причине отсутствуют в Госреестре прав или кадастре, то собственник должен на протяжении 60 дней после уведомления обратиться в административные органы с заявлением и документами. При невнесении сведений участок признается публичным на основании судебного решения, а собственнику не положена компенсация за недвижимость.

Определение стоимости земельного участка

Во время изъятия участка на нужды государства или местных муниципальных органов при определении суммы компенсации владельцу в нее включают:

  • рыночную стоимость земли;
  • убытки, связанные с лишением права собственности, не исключая и возможную упущенную выгоду;
  • затраты на переезд в другое место.

Если при изъятии участка лишение права собственности затрагивает другие объекты недвижимости, размещенные на его территории, то компенсации также подлежит их рыночная стоимость.

Хозяин участка может согласиться с заменой имущества, которое подлежит изъятию, на другой участок земли. В этом случае замена должна быть равноценной в отношении рыночной стоимости объектов недвижимости, а условия и процедура лишения и оформления прав определяется в соглашении.

Компенсация выплачивается не только собственнику участка, но и лицам с кем он вступил в договорные отношения, например, передал землю в аренду или безвозмездное использование.

Исполнительное производство

Земельный участок может быть конфискован у граждан, в отношении которых открыто исполнительное производство по решению суда. Однако применение конфискации при возникновении задолженности в его рамках довольно узкое. Взыскание недвижимости не производится, если на участке расположен объект, который является единственной недвижимостью для проживания должника и его близких родственников.

Также суд никогда не одобрит взыскание земли, если ее рыночная стоимость существенно превышает сумму долга, например при неуплате алиментов на сумму 10 тыс. руб. не будет конфискована территория стоимостью 500 тыс. руб.

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Валентина Добрых, Республика Башкирия 19 августа 2018 года, 21:18 просмотров: 5077

Подскажите, как проходит процедура изъятия части земельного участка для муниципальных нужд? В каких случаях это возможно?

Процедура изъятия части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд регламентирован положениями главы VII.1. Земельного кодекса РФ.

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

— для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

— для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

— для выполнения международного договора;

— для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

— после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Необходимо отметить, в Земельном кодексе отсутствуют положения, допускающие возможность изъятия части земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В связи с чем, при наличии оснований для принятия решения об изъятии части частного земельного участка, необходимо проработать вопрос о возможности раздела земельного участка, находящегося в частной собственности. В дальнейшем рассмотреть возможность принятия решения об изъятии. Другой вариант: проработать вопрос о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, а также по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда.

В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене.

Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

Таким образом, порядок действий выглядит следующим образом:

1) Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков;

2) Принятие ОГВ, ОМС решения об изъятии земельных участков (прикладывается схема расположения ЗУ, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

3) Подготовка соглашения об изъятии ЗУ

4) Заключение соглашения об изъятии или обращение в суд с иском о принудительном изъятии ЗУ

Важно: В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Изъятие земли государством: что делать собственнику?

Государство не может изъять вашу землю просто так — для этого нужны основания, которые зафиксированы в Земельном кодексе РФ. Вы можете лишиться земли, если:

    есть международный договор. Например, Россия и Грузия решили построить дорогу, которая будет их соединять, и она проходит через ваш участок.

запланировали строительство или реконструкцию объекта федерального значения. Примеры: строительство аэропорта, железной дороги, прокладка трубопровода, реконструкция космодрома.

  • муниципалитет запланировал комплексное развитие территорий, например, собирается обустроить детскую площадку или разбить парк.
  • Во всех перечисленных случаях государство обязано компенсировать стоимость участка со всеми постройками.

    За изъятие земли для государственных нужд вам обязаны выплатить компенсацию или предоставить аналогичный по цене земельный участок — вы выбираете один вариант.

    Сумма компенсации складывается из рыночной цены участка, стоимости недвижимого имущества на нем и убытков, которые вы понесете. Чтобы рассчитать сумму, делают оценку. Это обязанность госоргана: на оценку у него есть 60 дней до того, как выслать вам документы об изъятии.

    Сумма компенсации может быть меньше, чем вы ожидали. Тогда имеете право не соглашаться на выплату. Но свое несогласие нужно обосновать: приложить заключение независимой оценки, показать цены на аналогичные участки. За оценку в этом случае платите сами.

    Если орган местного самоуправления не примет ваши доказательства во внимание, то оспорить решение можно через суд.

    Изъятие земли у правообладателей для государственных и муниципальных нужд проходит в определенном порядке.

    Выносят решение об изъятии. Орган местного самоуправления выносит решение об изъятии. В нем указывают перечень земельных участков, недвижимого имущества, цель изъятия земель и реестр документов, которые обосновывают изъятие. Через 10 дней решения публикуют в СМИ и на официальном сайте госоргана.

    Сообщают собственнику о решении. В течение 10 дней с момента принятия решения уполномоченный орган власти направляет копию решения в Росреестр и собственнику. Если у госоргана есть адрес электронной почты правообладателя земли, то могут прислать копию решения на него, если нет — то по почте с уведомлением о вручении.

    Адрес собственника уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления узнают в Росреестре. Если там данных нет, то адрес запрашивают в архивах.

    Высылают проект соглашения об изъятии. Проект соглашения об изъятии вам направят заказным письмом или привезут лично под расписку. Документ в двух экземплярах с подписью уполномоченного органа. В нем — информация о размере компенсации и сроках выплаты.

    Вместе с проектом соглашения вы получите отчет об оценке недвижимости и кадастровый паспорт. Если у вас изымают несколько участков, то будет несколько отчетов и кадастровых паспортов.

    Ждут решения собственника. На изучение документов у вас есть 90 дней. За это время надо определиться со своим решением. Вы согласны — подписываете оба экземпляра соглашения и один отправляете обратно.

    Если вас что-то не устраивает, то вы можете ничего не подписывать. Но при этом не забудьте отправить ответное письмо и перечислить в нем причины, которые вас не устраивают. Ответить нужно обязательно, иначе вы рискуете получить иск от госоргана.

    Статья 56.3 ЗК РФ. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (действующая редакция)

    1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

    Читать еще:  Как Оформить Реконструкцию Частного Дома По Упрощенной Схеме

    1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

    2) утвержденными проектами планировки территории.

    2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:

    1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

    2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);

    3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);

    4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

    3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

    4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

    5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.

    6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации.

    7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

    8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Для каких целей может осуществлятся образование земельных участков при изъятии

    Основания для решения об изъятии земельного участка изложены в Гражданском кодексе РФ:
    Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением
    Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства
    Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
    Таким образом, изъятие земельного участка согласно гражданскому кодексу возможно по двум основаниям:

    1. Неиспользование земельного участка в соответствии с целевым назначением. Относится только к земельным участкам сельскохозяйственного назначения или участкам, предназначенным для строительства. Земля изымается в случае неиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет. При этом в данный период не включается время для освоения участка и время, в течение которого участок нельзя было использовать по целевому назначению по причине стихийных бедствий или других обстоятельств, исключающих такое использование.
    2. Использование земельного участка с нарушением. Относится ко всем категориям земель. Земля изымается в случае грубых нарушений правил рационального использования, в частности, если 1) участок используется не в соответствии с его целевым назначением (в отличие от первого основания применяется ко всем категориям земель) или 2) его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо 3)значительному ухудшению экологической обстановки.

    В Гражданском кодексе нет толкования понятия ненадлежащего использования. Вместо этого из статьи 286 становится понятным, что под этим термином понимаются два описанных выше основания. В этой статье также предусмотрено, что органы государственной власти, отвечающие за принятие решения об изъятии и обязательное заблаговременное предупреждение собственников участков, а также порядок самого предупреждения определены в земельном законодательстве. Но на данный момент таких положений в Земельном кодексе нет.
    В Гражданском кодексе по порядку изъятия приводится только два возможных варианта развития событий:
    1) собственник земельного участка согласен с решением об изъятии; письменно уведомляет об этом орган, принявший решение об изъятии; в итоге участок продается на публичных торгах;
    2) собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии; орган, принявший решение об изъятии, может предъявить требование о продаже участка в суд.

    Земельный кодекс.
    В Земельном кодексе вопросам изъятия земельных участков посвящены статьи:
    Статья 44. Основания прекращения права собственности.
    Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения.
    Статья 46. Основания прекращения аренды.
    Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования.
    Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования.

    В ст. 45 ЗК РФ приведено более конкретное определение понятия ненадлежащего использования земельного участка:
    1) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет (соответствует основанию, приведенному в ст. 284 ГК РФ);
    2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования (в том числе, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки) (соответствует основанию, приведенному в ст. 285 ГК РФ);
    3) порча земель;
    4) невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
    5) невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
    Для выявления фактов ненадлежащего использования земельных участков в соответствии со ст. 71 ЗК РФ проводится государственный земельный надзор. Орган государственного земельного надзора по результатам проведения проверок составляет акты, и в случае нарушений выдает правообладателям земельных участков обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. Также орган государственного земельного надзора осуществляет контроль исполнения указанных предписаний.
    В случае не устранения нарушений в установленный срок орган государственного земельного надзора в течение 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания передает об этом сведения и соответствующие документы в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения информации и документов направляет в суд требование об изъятии земельного участка.
    Принудительное прекращение прав на землю осуществляется на основании вступившего в силу судебного акта об изъятии земельного участка (но при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания). Пре этом есть исключения при изъятии земель предоставленных государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям. У таких предприятий земли могут изыматься по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления без обращения в суд.
    В течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (или со дня принятия решения об изъятии земельного участка) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением копий документов об изъятии. В налоговый орган о прекращении прав на участок исполнительный орган должен сообщить в течение 7 дней.

    Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

    В Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» вопросам изъятия земельных участков посвящена Статья 6. «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения».
    Статьей предусмотрено только два основания:
    1. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки.
    При этом критерии существенного снижения плодородия установлены Постановлением правительства № 612 от 22.07.2011 г., а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены Постановлением правительства № 736 от 19.07.2012 N 736. Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением требований рационального использования земли:
    1) снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;
    2) снижение кислотности в кислых почвах на 10% или более;
    3) повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;
    4) снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25% или более;
    5) снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25% или более.
    Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:
    1) загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
    2) размещение отходов производства и потребления 1 — 4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.

    2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.
    Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в Постановлении правительства № 369 от 23.04.2012 г..

    Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования

    Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный Кодекс Российской Федерации был дополнен главой VII.1, устанавливающей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 № 210 в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, внесены изменения, в соответствии с которыми Роснедра наделены полномочиями по осуществлению принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

    Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» осуществление данных и непосредственно связанных с ними полномочий возложено на территориальные органы Роснедр по месту нахождения изымаемого земельного участка. При этом информационно-аналитическое обеспечение исполнения ими данных полномочий осуществляется территориальными фондами геологической информации.

    Отмечаем, что с начала действия процедуры изъятия земельных участков для целей недропользования было подано свыше 600 ходатайств пользователей недр об изъятии земельных участков (по состоянию на май 2020 года).

    Основные нормативно-правовые акты, а также акты государственных органов, регулирующие процедуру изъятия земельных участков:

    1. Земельный Кодекс Российской Федерации (Глава VII.1);

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»;

    3. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату»;

    4. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».

    Согласно вышеуказанным правовым актам, в целях получения земельного участка для осуществления недропользования владелец лицензии обращается в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. После получения такого ходатайства территориальным органом Роснедр направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с целью выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию. По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

    Решение об изъятии земельного участка размещается на официальном сайте Роснедр (его территориального органа) в сети «Интернет», публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Кроме того, копии решения об изъятии направляются правообладателям изымаемой недвижимости, организации, подавшей ходатайство об изъятии, а также в Росреестр.

    При этом отмечаем, что рассматривая дела №№ А43-28541/2017, А43-34915/2017, А43-34922/2017, А43-34923/2017, суды отметили, что направление копии решения об изъятии правообладателю изымаемой недвижимости имеет обязательный характер только в случае наличия у уполномоченного органа исполнительной власти сведений о почтовом адресе, указанном в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в ЕГРН, а также в случае сообщения самим правообладателем адреса для связи в виде электронной почты.

    После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

    В случае отказа правообладателя изымаемой недвижимости в подписании соглашения об изъятии недвижимости Роснедра либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

    При этом следует отметить, что суды, рассматривая споры по делам №№ А12-70274/2016, А12-54447/2016 о признании незаконными приказов об изъятии земельных участков, отмечают, что непредставление пользователями недр документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, не может быть принято в качестве аргумента, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.

    Более того, в рамках дел №№ А57-19811/2018, А57-19812/2018, А57-19897/2018, А57-20569/2018, А57-20568/2018, А57-20564/2018, А57-20572/2018, А57-20570/2018, А57-20566/2018, А57-19895/2018, А57-19892/2018, А57-19813/2018, А57-19814/2018, А57-19810/2018, А57-19892/2018 судами отмечено, что действующее земельное и гражданское законодательство не предусматривает необходимость наличия у уполномоченного органа исполнительной власти каких-либо других обоснований принятия решения об изъятии земельных участков (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами), кроме наличия лицензии на пользование недрами у ходатайствующего.

    Также отмечаем, в зависимости от вида правообладания земельным участком заключенное соглашение об изъятии земельного участка либо вступившее в законную силу решение суда о его принудительном изъятии является основанием как для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, пользователю недр, так и для прекращения договора аренды земельного участка или иных договоров пользования земельным участком без перехода такого участка в собственность пользователя недр, обратившегося с ходатайством об изъятии.

    Читать еще:  Как посчитать прибыль при розничной торговле для налогообложения осно

    Изъятие земельного участка: правила и законы 2021 года

    Надежда Тихонова Последние изменения: июнь, 2021 2,238

    В регламентированных гражданским и земельным законодательством ситуациях может производиться изъятие земельного участка для нужд муниципальных, региональных или государственных властей. При этом принудительно изъять участок могут, однако обязаны выплатить за него равноценное возмещение (ч. 4 ст. 281 ГК РФ).

      • Основания для изъятия
      • Изъятие участка в связи с его неиспользованием
      • Изъятие участка, используемого в нарушение требований, указанных в законодательных актах
      • Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
      • Порядок изъятия
      • Определение размера компенсационного возмещения за изымаемую землю

      Основания для изъятия

      Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

      В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2021 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

      • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
      • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
      • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
      • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
      • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
      • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

      Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

      1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
      2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
      3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
      4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
      5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

      Изъятие участка в связи с его неиспользованием

      Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:

      1. сельское хозяйство;
      2. индивидуальное жилищное строительство.

      Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:

      • стихийными бедствиями;
      • чрезвычайными ситуациями;
      • иными подобными случаями.

      При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:

      1. включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
      2. не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.

      Изъятие участка, используемого в нарушение требований, указанных в законодательных актах

      В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.

      В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:

      1. допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
      2. использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
      3. возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
      4. несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
      5. несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).

      Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

      В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

      А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

      Порядок изъятия

      Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2021 в порядке изъятия предусмотрены:

      • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
      • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
      • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
      • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
      • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

      Определение размера компенсационного возмещения за изымаемую землю

      На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.

      В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):

      1. действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
      2. денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
      3. упущенная выгода.

      Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).

      Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.

      © 2019 — 2021, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

      Изъятие земельного участка для муниципальных нужд: закон в редакции 2021 года, порядок изъятия, процедура

      В некоторых случаях собственник земельного участка может его лишиться. В частности, законом предусмотрена возможность изъятия земельного участка в следующих случаях.

      1.Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
      Земельные участки изымаются для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях.

      В случае изъятия земли по этому основанию должен быть осуществлен выкуп имущества. Выкуп производится за счет Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования — в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок.

      Решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.
      Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим это решение.

      За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется денежное возмещение. В размер возмещения включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

      • Сколько времени делаются документы торгово-земельный участок
      • Самовольная постройка: штраф по КоАП
      • Решение о разделе земельного участка: образец 2021 года
      • Самовольная постройка по 222 ГК РФ: признание постройки самовольной, особенности приобретения права собственности
      • Самовольная постройка: судебная практика
      • Расчет налога с продажи земельного участка
      • Регистрация договора аренды земельного участка: нужно ли регистрировать, образец договора 2021 года

      Право собственности гражданина на изымаемый земельный участок прекращается.
      В случае, если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

      Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
      При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

      В случае если соглашение об изъятии участка не достигнуто, производится принудительное изъятие. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

      При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом.

      2.Изъятие земельного участка в целях комплексного развития территории.
      Изъятие земельного участка производится и в случае, если он расположен в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора.

      Решение об изъятии земельного участка в данном случае принимает орган местного самоуправления на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории.
      Копию решения и проект соглашения об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости орган местного самоуправления направляет правообладателю земельного участка в течение семи рабочих дней с даты принятия решения об изъятии.

      Соглашение об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости должно содержать помимо прочего выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием.
      Если соглашение об изъятии земельного участка не заключено в течение месяца со дня предоставления правообладателю земельного участка проекта соглашения для ознакомления, изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости происходит в принудительном порядке через суд.

      В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя, а при отсутствии информации о счете — в депозит нотариуса.
      Решение суда об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости.

      3.Изъятие земельного участка при ненадлежащем его использовании.
      Земельный участок может быть изъят в случае его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушениями действующего законодательства.

      Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

      Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

      4.Изъятие земельного участка в порядке реквизиции.
      Земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции.

      Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Стоит отметить, что реквизиция подразумевает временный характер изъятия, а если изъятый земельный участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте.

      Изъятие земельных участков: основания, порядок

      В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

      Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

      Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

      Государство, забрав землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

      Изъятие земельных участков: основания, порядок

      В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

      Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

      Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

      Основания для изъятия земли

      Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

      ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

      Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

      Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

      Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

      Порядок изъятия земли

      Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

      Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

      Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

      Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

      При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

      Изъятие земли происходит в три этапа:

      1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
      2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
      3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

      Государственные органы, которые могут изъять землю

      Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

      1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
      2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
      3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

      Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

      • на основании их собственной инициативы;
      • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

      Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

      1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
      2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
      • исполнения международного соглашения;
      • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
      1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

      Изъятие земельного участка: ходатайство

      Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

      1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
      2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
      3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо электронного документа по интернету.

      Изъятие земли: постановление

      В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

      • указание на причину для подобного изъятия;
      • указание на собственника, у которого изъята земля;
      • указание размера земли и номера по кадастру.

      В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

      Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
      Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

      Реквизиция земельного участка

      Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

      Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

      Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

      Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

      Земельные наделы: выкуп для государственных и муниципальных потребностей

      Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

      Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

      Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

      Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

      В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

      Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за ненадлежащего использования:

      1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
      2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

      Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

      Конфискация земельного надела: вопрос о компенсации

      Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

      В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

      Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

      • получить наличную сумму;
      • получить другой равноценный земельный надел.

      Резюме

      Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

      Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

      Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — новый порядок в 2021 году

      Любой участок земли, находящийся в собственности гражданина, может быть конфискован для государственных или муниципальных нужд. Но основанием для изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием служит лишь официальный документ, опирающийся на законодательный акт.

      Изъятия земельных участков по закону

      Любой надел допустимо конфисковать по соглашению или судебному решению. Но чаще всего это происходит в отношении тех, что имеют разрешенное использование для сельскохозяйственных нужд.

      Законодательной базой является:

      1. Гражданский кодекс (статьи 284-286).
      2. Земельный кодекс (статьи 44-47).
      3. Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» (указывается причина изъятия у собственника, как ненадлежащее использование).

      Гражданский и Земельный кодексы РФ регулирует три порядка изъятия земельных участков:

      1. Для нужд государства и муниципальных образований. При этом обязательно должны возместить средства за него, которые будут выручены в результате реализации на публичных торгах, или предоставить аналогичный участок земли в другом месте.
      2. Земля изымается у собственника по решению суда, без оплаты средств. Возмещают только в отношении лиц, пострадавших от преступной деятельности владельца участка. Деньги после продажи с торгов будут переданы в качестве материального или морального ущерба. Бывший собственник ничего от конфискации земли не получит. Согласно ст. 243 ГК, ст. 50 ЗК, ст. 104 УК.
      3. Возможно также признание земли бесхозной, если после постановки участка на кадастровый учет права собственности на нее не зарегистрированы за определенным лицом более пяти лет. Такие наделы становятся собственностью муниципального образования и могут быть предоставлены в аренду или владение граждан. Такое основание прописано в Законе № 251-ФЗ.

      Отметим, что ранее по поводу процедуры изъятия участков в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм. Федеральным законом № 499-ФЗ внесены поправки, вступившие в силу с 1 апреля 2015 года, которыми в кодексе выделена целая глава (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ), посвященная урегулированию вопросов изъятия земли у собственников.

      Основания изъятия земель

      Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:

      1. При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
      2. Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
      3. Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
      4. Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
      5. Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
      6. Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
      • строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
      • проведения работ в рамках недропользования;
      • исполнение РФ международных обязательств;
      • в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
      • иные основания по законодательству РФ.

      Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.

      Порядок принудительного изъятия земельного участка

      Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:

      1. Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
      2. Поиск собственника.
      3. Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
      4. Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
      5. Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
      6. Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.

      У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.

      Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.

      Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:

      • рыночной оценки самого участка;
      • недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
      • упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
      • иных сумм убытков.

      Если по стоимости в распоряжении органов власти имеется иное имущество, оно может быть предложено собственнику взамен утраченному при изъятии. Другой вариант – денежные средства, сумма которых сложилась из вышеперечисленных составляющих.

      Последние новости в 2021 году

      Существенные изменения законодательства коснулись Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь все недвижимые объекты должны пройти кадастровый учет и в регистрационных базах содержаться информация о собственнике. При этом все земли, которые не прошли перерегистрацию и не попали в ЕГРН, рискуют быть изъятыми.

      Следует отметить, что органы власти не станут незамедлительно отбирать земли у граждан. Сначала будут предприняты меры по оповещению хозяина и предложено пройти регистрацию в новом формате. Если этого не произойдет, участок будет признан бесхозным. Основанием для этого является судебное решение, если владелец земли не явился на заседание или добровольно отказался от прав на нее. Тогда этот участок будет передан муниципалитету для дальнейшего распоряжения им по своему усмотрению.

      Участь изъятия земли могла коснуться и дачников, которые построили на своем наделе жилые дома и иные капитальные постройки, но не зарегистрировали их, уже с лета 2020 года. Дачная амнистия, объявленная для легализации таких строений по упрощенной схеме, была продлена до весны 2021 года. Это дает возможность пройти государственную регистрацию в отношении домов без разрешения на строительство. Не получив правоустанавливающих документов на землю и строения на ней, хозяин может лишиться этого имущества на законных основаниях.

      В Госдуме в 2019 году приняли ряд поправок в законодательные акты относительно самостроев. Собственнику, на земле которого имеется незаконная постройка, сначала будет предписано ее снести. При неисполнении этого требования в установленный срок, помимо штрафа, который может доходить до 50 тысяч рублей, участок может быть изъят. К самострою можно отнести не только жилой дом, но и иные строения на участке земли, которые не зарегистрированы в Росреестре.

      Новые правила изъятия земельных участков в 2021 году

      Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

      Порядок изъятия земельного участка

      Конституция Российской Федерации не только провозглашает принцип равенства всех форм собственности, но и гарантирует неприкосновенность имущества, принадлежащего на праве собственности, а также ее защиту. Ввиду особых свойств земли, как уникального природного ресурса, реализация этих принципов в отношении земельных участков имеет свои особенности.

      Порядок изъятия земельного участка

      Принудительное изъятие является одним из оснований прекращения вещного права на участок земли и допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Возможность такого изъятия обусловлена особыми качествами земли и ее целевым назначением.

      Основания принудительного изъятия земли у собственника указаны в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ:

      1. Изъятие участка в случае использования его не по назначению или с нарушением законодательства (статьи 284, 285 ГК РФ);
      2. Изъятие участка путем обращение на него взыскания на основании судебного решения, вступившего в законную силу (статья 237 ГК РФ);
      3. Возмездное изъятие участка в случаях чрезвычайных обстоятельств (статья 51 ЗК РФ);
      4. Изъятие участка в виде санкции за совершенное собственником преступление (статья 50 ЗК РФ);
      5. Возмездное изъятие (выкуп) участка для государственных или муниципальных нужд (статья 49 ЗК РФ).

      Преимущества компании

      Включите звук на видео!!

      Консультация юриста по земельным спорам бесплатно

      Бесплатная горячая линия
      (Москва и регионы РФ)

      Консультации в мобильном приложении

      Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены новые правила изъятия земельных участков у правообладателей по указанным выше основаниям. Если раньше законодательство разделяло субъектов права в зависимости от конкретного вида права (собственность, аренда, иные виды пользования), то сейчас для целей изъятия участков все эти субъекты объединены понятием «правообладатели».

      Одним из главных условий существования права собственности за землю является ее использование по целевому назначению и с соблюдением требований законодательства. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что нарушение этих базовых правил влечет изъятие участков в следующих случаях:

      1. Участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или для целей строительства, может быть изъят при условии не использования его для указанных целей в течение более чем трех лет.
      2. Участок используется с грубым нарушением правил, предусмотренных законодательством (не в соответствии с установленным целевым назначением; с ухудшением качественных свойств земли).

      Данные основания изъятия распространяются не только в отношении права собственности, аналогичные правила действуют в отношении иных прав (аренды и т.д.). Изъятие участков в этом случае осуществляется в следующем порядке:

      1. Правообладатель привлекается к административной ответственности с выдачей предписания об устранении нарушений законодательства;
      2. Материалы о возможности принудительного изъятия направляются в орган исполнительной власти для последующей передачи в суд;
      3. В случае, если основания для изъятия участка не устранены правообладателем, суд имеет право вынести решение об изъятии участка путем продажи с публичных торгов.

      Начальная цена публичных торгов определяется рыночной стоимостью земли, а средства, вырученные от продажи участка на торгах, выплачиваются предыдущему собственнику за вычетом расходов на проведение торгов.

      Изъятие участка по решению суда об обращении взыскания на имущество собственника производится в рамках исполнительного производства. Участок подлежит продажи путем открытых торгов, а если сумма вырученных средств превышает размер долга по судебному решению, разница выплачивается бывшему правообладателю.

      Изъятие участка в виде санкции за совершение преступления (конфискация) является безвозмездным. В этом случае бывший правообладатель не имеет права на получение какой-либо компенсации за принадлежавший ему земельный участок.

      Статья 51 Земельного кодекса РФ предусматривает примерный перечень условий, при которых допускается временное возмездное изъятие участка у правообладателя (реквизиция):

      1. Наличие чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.д.);
      2. Необходимость защиты жизненно важных интересов граждан и государства от данных обстоятельств.

      Реквизиция носит временный характер, после прекращения указанных выше оснований участок подлежит возвращению правообладателю с компенсацией убытков. При реквизиции и невозможности возврата, собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого участка.

      Основания для возмездного изъятия (выкупа) участков земли для государственных и муниципальных нужд предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса РФ:

      1. Необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации;
      2. Необходимость размещения объектов государственного (муниципального) значения, если иные варианты их возможного размещения отсутствуют;
      3. Иные случаи, прямо предусмотренные федеральным законодательством.

      Выкуп земли для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти.

      Любое решение об изъятии участка подлежит обязательной государственной регистрации.

      Порядок изъятия земельного участка у арендатора

      Так как арендатору принадлежит лишь право срочного владения и пользования участком земли, на него не распространяется общее правило изъятия участка, предусмотренное ст. ст. 279, 283 Гражданского кодекса РФ.

      Изъятие участка у арендатора осуществляется в следующих случаях:

      1. По общим основаниям, предусмотренным для расторжения договора аренды имущества (ст. 619 ГК РФ): существенное ухудшение объекта аренды, существенное нарушение условий договора аренды, нарушение условий о внесении арендной платы;
      2. В случае изъятия участка у арендатора для государственных и муниципальных нужд (ст. 46 ЗК РФ). В этом случае возникает определенное противоречие с требованиями гражданского законодательства, ведь арендатор, в отличие от собственника, не получает выкупа за участок земли. Тем не менее, ст. 46 ЗК РФ предусматривает при изъятии участка у арендатора для государственных (муниципальных) нужд выкуп объектов, расположенных на участке и принадлежащих арендатору. Позиция ряда судебных органов о выплате арендатору выкупа за изымаемый участок на данный момент не нашла отражения в законодательстве и применяется лишь по аналогии права с возмещением арендатору убытков, вызванных изъятием.

      Процедура изъятия участка у арендатора по указанным выше основаниям не отличается от аналогичной процедуры в отношении собственника, за исключением выплаты выкупной цены.

      Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд

      Изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в исключительных случаях. В отношении изъятия для муниципальных нужд статься 49 Земельного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 499-ФЗ) предусмотрены следующие случаи:

      1. Строительство и реконструкция объектов местного значения при отсутствии других вариантов их размещения: объекты электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, автомобильных дорог и т.д.
      2. Иные основания, предусмотренные федеральными законами.

      Решение об изъятии участка в этих случаях принимают органы местного самоуправления на основании утвержденных документов территориального планирования или проектами планировки территорий. Выплата выкупа за изымаемый участок осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.

      голоса
      Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector